Дома архитекторов: 10 зданий, построенных для себя

Уникальные проекты, экспериментальный характер, смелые решения — все это про дома, которые архитекторы проектируют для себя и своих близких. Это единственный случай, когда архитектор одновременно выступает в роли исполнителя и заказчика, воплощая свои самые нестандартные идеи.

В этом материале вы узнаете:

  • в каких домах жили и работали известные архитекторы ХХ века;
  • как их принципы находили отражение в процессе проектирования и реализации собственных домов;
  • какие истории лежат в основе этих проектов.

Дом-мастерская Мельникова

Годы постройки: 1927—1929 Место: Москва, Россия Материалы: кирпич, дерево

В большей степени культурная аномалия, чем архитектурное чудо. Константин Мельников, главный мечтатель советского авангарда, сумел построить экспериментальный трехэтажный жилой дом для своей семьи в эпоху «квартирного вопроса». Этот проект по введению в практику новых архитектурных форм должен был стать прототипом советских домов-коммун.

Здание состоит из двух врезанных друг в друга вертикальных цилиндров. Многочисленные шестиугольные окна, орнаментально пронизывающие фасад, светлая, похожая на собор студия на третьем этаже. Над входом гордо высечена рельефная надпись «Константин Мельников Архитектор».

Несмотря на предоставленную на 15 лет Моссоветом ссуду, Мельников был сильно ограничен в средствах. Дом построили в режиме строгой экономии из самых дешевых традиционных материалов: дерева и кирпича. Внутри здания отсутствуют несущие конструкции, и практически нет изолированных помещений.

От низкого первого этажа к высокой светлой студии и террасе на крыше — пространство дома будто расширяется. Палитра красок художника усиливает эффект: медово-желтый в спальне, лиловый в просторной гостиной, белый в мастерской архитектора. И даже старинная громоздкая мебель выглядит вполне уместно в этих модернистских интерьерах.

Как вести себя на переговорах с архитектором?

Ваш архитектор — человек, которому вы доверяете дизайн дома своей мечты. Вы будете инвестировать много денег не только в проект, но также в дизайн и материалы, и вам нужно быть уверенным, что вы сможете приблизиться к своему идеалу.

Когда вы проводите собеседование с различными архитекторами для работы, одним из решающих факторов должно быть то, выполняете ли вы это, и уверены ли вы в достаточной уверенности в том, что сможете приблизиться к ним, и все будет работать нормально.

Разрыв связи может оказать длительное влияние на весь проект, поэтому, выбирая архитектора, убедитесь, что вы можете зависеть от них и что вам комфортно.

«Кабанон» Ле Корбюзье

Годы постройки: 1951—1952 Место: Рокбрюн-Кап-Мартен, Франция Материалы: дерево, фанера

Не дом, а скорее хижина — последнее пристанище великого модерниста на Лазурном берегу Франции, в котором он провел последние годы жизни. Небольшое пространство площадью 15 м², чуть меньше корабельной каюты, — образец минимального жилища архитектора. Хотя внешне хижина и напоминает традиционную бревенчатую постройку, она тщательно спроектирована по модульной системе, разработанной Ле Корбюзье на основе пропорций человеческого тела.

«Ни один квадратный сантиметр не пропал даром. Маленькая ячейка в царстве человеческого существования, в которой была предвидена любая случайность»

В доме, изготовленном из сборных деталей и вызывающе скромных материалов, есть все необходимое: рабочее место, зона отдыха, шкафы для хранения вещей, сантехника и примитивная система вентиляции. Стены украшены яркой настенной живописью, а потолок покрыт слоем краски. Возведенный рядом с рестораном, дом не нуждался в кухне: дверь вела прямо в обеденный зал.

Единственное здание, спроектированное Ле Корбюзье исключительно для себя, сложно назвать бездушной «машиной для жилья». Несмотря на очевидное противоречие некоторым принципам модерниста, хижина является исчерпывающим доказательством того, что строгое соблюдение пропорций и внимание к свету — ключи к совершенству в архитектуре.

Зачем нужны еще и конструктор и инженер?

Работы по проектированию не заканчиваются расчетом материалов и составлением детального плана дома. Если архитектор обладает компетенцией конструктора, он составляет и конструктивную часть проекта. Но лучше, если это будут два отдельных специалиста — все-таки это разные типы работ.

Конструктивная часть проекта — это все, что касается возведения дома: кладочный план, раскладка плит, конструирование фундамента, проработка узлов соединений, схем креплений, пролетов перекрытий. В идеале архитектор разрабатывает проект дома, после чего в работу включается конструктор, который рассчитывает и прорисовывает в проекте все технические моменты, рассчитывает распределение нагрузки, определяет толщину несущих стен. Именно конструктор проектирует фундамент — на основе расчетов, которые делает архитектор, снимая нагрузки. При конструировании дома по проекту должны учитываться и грамотно распределяться все виды нагрузок на все несущие конструкции дома.

И, наконец, третий специалист, который может входить в «идеальную» схему — инженер, который на основе документации, разработанной его двумя коллегами, осуществляет надзор за строительством и сопровождает проект. В его функции входит не присматривать за рабочими, чтобы они не пили и не создавали инцидентов, а последовательный контроль за их работой, выдача заданий и приемка их выполнения.

Наш эксперт объясняет:

— Человек думает: «Да я сам нарисую, и пусть бригада строит». А это может сказаться на долговечности. Чем больше мы вложим в дом на стадии строительства, тем меньше придется вложить впоследствии на стадии эксплуатации. Да и затраты-то на проект не так велики, как кажется. По минимальным расчетам, затраты на проект, разработку конструкции и надзор —около 2% от стоимости строительства дома. А надежности будет больше. Кроме того, архитекторы и конструкторы дают гарантию на свои проекты — в среднем по рынку гарантия составляет 5 лет, но есть и компании, которые увеличивают этот срок до 10.


Речь идет о геологических изысканиях на участке, которые определяют тип грунта, возможно, залегание подземных вод, расположение геологических слоев. Фото: spbgeo.ru

Дом «Каноа» Оскара Нимейера

Год постройки: 1951—1953 Место: Рио-де-Жанейро, Бразилия Материалы: железобетон, стекло, дерево

Оскар Нимейер, последний классик модернизма и ученик Ле Корбюзье, был полной противоположностью своего учителя. Архитектура Ле Корбюзье была основана на функциональности, эргономичности и технологиях. Архитектура Нимейера поэтическая, чувственная, мягкая. Вдохновленный бразильской природой и изгибами женской фигуры, он смягчал строгость форм экспрессией гибкой линии. Нимейер первым показал, что бетон может быть таким же податливым и пластичным, как глина.

Собственный дом архитектора с видом на океан — классический образец органической архитектуры и манифест лирического модернизма. Использование таких материалов, как железобетон и стекло, пластичные формы, тесная связь с природой — все эти принципы в совокупности дополняют друг друга, создавая индивидуальный стиль, в котором сосредоточена вся суть архитектуры Оскара Нимейера.

«Архитектура должна быть функциональной, но прежде всего прекрасной и гармоничной»

Изогнутая плоская крыша, поддерживаемая тонкими стальными колоннами, и прозрачные стеклянные стены делают здание единым целым с окружающим миром. Гранитная глыба, часть которой находится снаружи, а часть возвышается в гостиной, фактически становится центром всей композиции. Нимейер подчеркивает, что все барьеры и границы с внешним миром условны.

Подтверждением разрыва архитектора с условностями служит и планировка дома. Нимейер умело играет с понятиями «приватность» и «открытость». На полностью остекленном первом этаже расположена гостиная и кухня. С верхнего этажа лестница ведет в закрытую зону, где находятся спальни, ванные комнаты и кабинет архитектора. Всего лишь небольшое защищенное убежище в бесконечном мире неподвластной человеку природы.

Экспериментальный дом Алвара Аалто

Годы постройки: 1952—1954 Место: остров Мууратсало, Финляндия Материалы: кирпич, дерево, керамика

Летний дом Алвара Аалто — это своеобразная лаборатория архитектора, его испытательный полигон для проведения опытов. Дом находится в живописном месте на скалистом берегу озера, укрытом прибрежным лесом. Именно здесь финский модернист находит свободу для архитектурных экспериментов с материалами, строительными техниками и архитектурными формами.

Дом состоит из двух крыльев, в меньшем из которых расположена гостиная, а в главном находятся три спальни, кухня и столовая. Главной особенностью архитектурной композиции является двор с оборудованным местом для разведения огня. Две высокие белые кирпичные стены, напоминающие античные руины, дополняют картину. Вместе с крыльями дома эти стены окружают двор, делая пространство похожим на древнеримский атриум. Алвар Аалто вдохновлялся итальянской архитектурой. Он любил говорить, что каждый его проект начинался с путешествия в эту страну.

«Любое архитектурное решение должно нести в себе человеческий мотив, рожденный из анализа живой реальности»

В своей творческой лаборатории Алвар Аалто экспериментировал с материалами, фундаментом и системой солнечного отопления. Архитектор поделил стены и пол двора на 50 фрагментов, различающихся типом кирпичей, способом их укладки и наличием керамических вставок. Это позволило Аалто проанализировать долговечность материалов и их реакцию на суровый климат.

Интерьер дома оформлен в типичном для Аалто стиле: белые оштукатуренные стены, обилие дерева в отделке, мебель из гнутой фанеры, яркий контрастный текстиль. Помимо основного строения, архитектурный ансамбль также включает в себя сарай, финскую баню и причал для катера, спроектированного лично архитектором.

Проекты современных загородных домов площадью 150-250 кв. м.

Переходим к более дорогим домам, площадью от 100 кв. м., которые интересны наиболее широкому кругу застройщиков.

Комбинированный дом с жилым мансардным этажом, и крышей покрытом гибкой черепицей.

Площадь дома 180 кв. м. Стоимость – 4 млн. руб. Обратите внимание на удачное сочетание натуральной древесины и камня в отделке коттеджа.

Современный дом площадью 170 кв. м. за 5.5 млн. руб.

Только крыша зеленого цвета выбивается из общей цветовой гаммы стен и цоколя.

Планировка помещений дома за 5.5 млн. руб.

Ещё один комбинированный дом – бревно и камень.

Чувствуется, что над проектом работал архитектор. Площадь дома 230 кв. м. Стоимость – 7.6 млн. руб.

Классический дом за 4 млн. руб. площадью 145 кв. м.

Дом построенный в Карелии.

Обратите внимание, как удачно дом вписался в загородный участок и ландшафтный дизайн, а все постройки гармонируют друг с другом.

Небольшой и очень уютный дом.

Современный загородный дом в европейском стиле площадью 150 кв. м за 4.6 млн. руб.

Дом Имзов

Год постройки: 1945—1949 Место: Лос-Анджелес, Калифорния, США Материалы: стекло, сталь, бетон, алюминий, дерево

Дом супружеской пары дизайнеров Чарльза и Рэй Имзов в пригороде Лос-Анджелеса спроектирован в рамках программы по строительству экспериментального жилья. Архитекторы, принимавшие участие в этой программе, использовали в своих проектах новейшие материалы и технологии, разработанные во время Второй мировой войны. Дома должны были демонстрировать современный стиль и быть простыми в строительстве. Дом Имзов, изначально строившийся как показательный конкурсный объект, впоследствии стал их собственным.

Здание находится на склоне холма и опирается на массивную подпорную стену из бетона. Само строение состоит из двух стеклянных прямоугольных блоков, в одном из которых размещается студия-мастерская, а в другом — жилые помещения. Стальные рамы заполнены разнообразными как по цвету, так и по размеру прямоугольными вставками — панелями из стекла, алюминия и асбеста. Дом Имзов кажется живым воплощением абстрактных полотен Пита Мондриана.

Интерьер пестрит разномастной мебелью из натуральных материалов и многочисленными декоративными предметами. Четкое разделение пространства отсутствует. Обилие дерева, мягкий рассеянный свет, проникающий через разноцветные панели, и некоторая творческая хаотичность — все это создает особую, очень личную атмосферу.

Дом Вальтера Гропиуса

Годы постройки: 1937—1938 Место: Линкольн, Массачусетс, США Материалы: камень, кирпич, дерево, стеклоблок, сталь, пластик

Вальтер Гропиус, один из самых влиятельных архитекторов 20-го века и основатель школы Баухауз, в 30-е годы эмигрирует в США и начинает преподавать в Гарвардском университете. Тогда же он строит свой дом, который представляет собой гибрид традиционной архитектуры Новой Англии и модернистских учений архитектора. Гропиус показывает, что американские предметы массового производства можно вполне успешно использовать в современном дизайне. Эта новая архитектура вбирает в себя местные традиции не в ущерб модернизму.

Здание имеет строгую прямоугольную форму и плоскую крышу. Длинные ленточные окна выделяются на фоне белой деревянной обшивки. Фундамент сделан из природного камня. Единственными украшениями экстерьера служат крыльцо со стеной из стеклянных блоков и металлическая винтовая лестница — отдельный вход в комнату дочери архитектора.

Пространство первого этажа делится на зоны с помощью прозрачных стеклянных панелей. Почти вся мебель сделана в мастерских Баухауза в Дессау. Это самая большая коллекция мебели школы за пределами Европы. Основу интерьера составляют личные вещи, вывезенные Гропиусом из нацистской Германии. Во внутренней отделке архитектор использует минималистичную цветовую палитру, состоящую преимущественно из черного, белого, бледно-серого и земляного оттенков.

Особое внимание при проектировании дома уделялось новейшим для того времени технологиям. Гропиус продумал естественную систему вентиляции и установил акустические звукоизоляционные панели из пластика. В хозяйстве использовалась дождевая вода, которая собиралась благодаря специальным наклонным плоскостям крыши.

Большие загородные дома, выполненные по индивидуальным проектам

Переходим к современным проектам домов площадью более 200 кв. м и ценой за 10 млн. руб. Первый пример.

Второй пример, за 16.5. млн. руб., стилизованный под замок.

Оба дома находятся на участках большой площади. Не пытайтесь «засунуть» дом в 200-300 квадратов на участок 7-10 соток. Строение «съест» большую часть территории и будет смотреться несуразно.

Ещё одно удачное сочетание дерева и камня.

Планировка помещений.

Дом с плоской эксплуатируемой кровлей, на которой можно установить инженерное оборудование и оборудовать смотровую площадку и, дорогой, но не броской отделкой.

Это дом в стиле «Амбар» в Подмосковье.

В доме сделаны большие панорамные окна. Отделка стен – натуральная древесина.

Дом в стиле «Barn house» — не для всех, но согласитесь, такие коттеджи смотрятся выигрышно и необычно на фоне царства домов из «красного» кирпича, сайдинга, металлочерепицы и заборов из профнастила.

Стеклянный дом Филипа Джонсона

Годы постройки: 1948—1949 Место: Нью-Канаан, Коннектикут, США Материалы: стекло, сталь, кирпич

Вдохновленный проектом виллы Фарнсуорт Людвига Миса ван дер Роэ, Филипп Джонсон начинает свой первый крупномасштабный проект, следуя принципу немецкого архитектора «Меньше — значит больше». Небольшой одноэтажный дом с открытой планировкой задуман как простая прямоугольная конструкция из стекла и стали.

Внутреннее пространство дома состоит из одной комнаты, поделенной на зоны невысокими деревянными модулями. Единственным закрытым помещением, разграничивающим пространство от пола до потолка, стала кирпичная ванная комната цилиндрической формы. Количество предметов мебели сокращено до строгого минимума.

«Эта вещь — самая чистая из всего, что я создал в своей жизни в архитектуре»

Отношения между интерьером и экстерьером играли ключевую роль для американского модерниста. Стеклянный дом был не просто архитектурным объектом, а частью тщательно продуманного ландшафтного проекта. Джонсон рассматривал пейзаж как визуальное продолжение внутреннего пространства дома. Как и мебель, это была неотъемлемая часть интерьера. Сам он любил говорить: «У меня очень дорогие обои».

Стеклянный дом стал первым из 14 сооружений, которые Филип Джонсон возвел на своем участке в Коннектикуте за пятьдесят лет своей творческой деятельности. Архитектурный комплекс также включает в себя гостевой дом, художественные галереи и павильоны.

Проекты загородных домов небольшой площади

Дома площадью до 100 кв. м, традиционно востребованы у застройщиков, которые ищут недорогие жилища или дачные домики. Тогда вам понравятся реализованные проекты ниже.

Одноэтажный дом площадью в 100 кв. м, который гармонично вписался в загородный участок и стал его частью.

Стоимость домика — 1.65 млн. руб.

Дом с двускатной простой крышей, стилизованный под финские проекты одноэтажных строений.

Обратите внимание, что отделка стен дома визуально имитирует стволы сосен, которые растут на участке.

Димон2012Участник FORUMHOUSE

Вот ещё один симпатичный домик площадью 84 кв. м. Дом красиво смотрится. Правильно вписан в участок и стильно отделан.

Ещё один финский проект под Санкт-Петербургом — дом с мансардным этажом, двускатной крышей, покрытой гибкой черепицей и большими окнами. Цвет дома удачно перекликается с окружающими его соснами.

Площадь дома 120 кв. м, хотя, на участке, он выглядит меньше. Стоимость – 3.6 млн. руб. Обратите внимание на большое крыльцо, которое плавно перетекает в террасу.

Дом – находка для дачи.

Монохромный фасад выкрашен в спокойные тона. Фасад дома выделен панорамным остеклением с широкими оконными перемычками, выкрашенными в контрастный белый цвет. Вокруг дома построена широкая терраса, которая визуально увеличивает и дополняет объем строения.

Дом Шрёдер в Утрехте

Годы постройки: 1923—1924 Место: Утрехт, Нидерланды Материалы: железобетон, сталь, кирпич, дерево

Геррит Ритвельд, самый известный голландский архитектор и дизайнер 20 века, по просьбе вдовы, а позже своей фактической жены, Трюс Шрёдер спроектировал дом в Утрехте. Недавно овдовевшая мать троих детей хотела, чтобы дом полностью соответствовал ее представлениям об идеальном жилище. Она мечтала о пространстве, которое не ограничивало бы ее.

Дом спроектирован в соответствии с принципами неопластицизма и голландского художественного объединения «Де Стейл», членом которого был Ритвельд. Характерные черты этого направления: стремление к универсальности, строгая геометрия форм, художественная чистота и строгость. Дом выглядит как упорядоченная система черных, серых, белых, синих, красных и желтых элементов. Здание не служит фоном для абстрактной композиции, а само является ею.

Каркас дома сделан из железобетонных плит и стальных профилей, стены выложены из кирпича. Первый этаж имеет вполне традиционную планировку – кухня, студия и библиотека разделены стенами. Второй этаж представляет собой легко трансформируемое с помощью раздвижных панелей пространство. Вместо штор использовались цветные ставни из фанеры. Согласно принципам неопластицизма предметы интерьера были окрашены в цвета основной палитры. Вся мебель в доме была изготовлена самим Герритом Ритвельдом.

Загородный дом, стилизованный под японский коттедж

Есть застройщики, которые мечтают о доме, выполненном в японской стилистике. Многие не решаются на эксперимент и ограничиваются малыми архитектурными формами под-Японию. Например, строят беседки с хорошо узнаваемыми изогнутыми крышами, как у пагоды.

Вот пример удачной стилизации под восточный стиль. Не идеал конечно, но дом смотрится очень гармонично.

А это – более удачный вариант японской стилизации, выполненный по индивидуальному проекту.

Дом Ванны Вентури

Годы постройки: 1962—1964 Место: Филадельфия, Пенсильвания, США Материалы: кирпич, дерево

В 60-е годы ХХ века начинающий архитектор Роберт Вентури проектирует для своей матери первое в истории «антимодернистское» здание. Через два года после завершения строительства Вентури публикует манифест «Сложность и противоречие в архитектуре», в котором он критикует модернизм и интернациональный стиль. Вскоре эта работа положит начало постмодернистскому движению, несмотря на то, что сам Вентури постмодернистом себя никогда не считал.

За внешней простотой фасада скрывается сложная и противоречивая архитектурная концепция. Вместо уже привычной асимметрии — практически полная симметричность, нарушаемая лишь расположением окон. Нетипичная для архитектуры того времени двускатная крыша, «расколотый» на две части фронтон и массивный дымоход — каждая деталь как своеобразный протест против модернизма. Снаружи может показаться, что дом намного больше, чем он есть в действительности — Вентури намеренно искажает масштаб.

Нарушения пропорций присутствуют и в интерьере дома. Размеры камина не соотносятся с размерами комнаты, а широкие невысокие двери и разноразмерные окна еще больше усиливают этот визуальный эффект. По просьбе матери архитектора все основные жилые помещения расположены на первом этаже. Весь второй этаж с просторной спальней-студией и террасой занял сам Роберт Вентури.

Вентури показывает, что стремление к многозначной архитектуре со всеми сопутствующими ей противоречиями не означает отказа от функциональности и целостности. На знаменитую фразу Людвига Миса ван дер Роэ «Меньше — значит больше» Вентури остроумно отвечает: «Если меньше, то тоскливее».

Не лучше ли сэкономить на проекте и не нанимать архитектора?

Не секрет, что многие будущие домовладельцы не хотят заказывать отдельно проект и нанимать архитектора — на это жалко тратить деньги. Ведь формально составление архитектурного проекта дома сейчас не требуется законом.

Однако в таких соображениях экономии может крыться принципиальная ошибка: грамотно составленный проект дома примерно на 98% будет давать расчет материалоемкости дома. Архитектор и конструктор распишут большую часть тонкостей: какая будет марка перемычек, какие плиты перекрытия, сколько уйдет материалов — например, кубатура кирпича или количество тонн цемента. Таким образом, после работы с профессиональным и грамотным архитектором на площадке не будет оставаться лишних строительных материалов, потому что специалист оперирует четкими цифрами.

Игорь Суслов рассказывает:

— Возможно, вы замечали на участках, где только что завершилась стройка, горы досок, штабели кирпичей, пакеты с цементом? На «Авито» порой тоже попадаются объявления в духе «продам остатки материалов от строительства». При этом надо понимать, что излишки материалов — это лишние деньги, которые потратил заказчик. По нашему опыту, от строительства по «самопальным проектам» потери материалов в среднем составляют 150—200 тысяч рублей. При этом средняя стоимость проекта дома начинается от 400 рублей за квадратный метр. То есть, даже если за проект 100-метрового дома вы отдадите 40 000 рублей, то сэкономите порядка 100 тысяч на расчете материалов.

Так за счет чего же формируется экономия при грамотном проектировании? Это происходит, поскольку архитектор исходит из модульности материалов: стандартной ширины и высоты кирпича, объема газо- или пенобетонных блоков, типоразмеров плит перекрытий или стандартной длины деревянного бруса. Словом, каждый материал имеет свои геометрические стандарты, поэтому проектировать дом и помещения нужно так, чтобы нужно было менять эти стандарты (например, отпиливать) как можно меньше. Грамотный расчет гарантирует, что образуется минимум остатков, а следовательно, будут сэкономлены средства. Вся ведомость материалов, которые потребуется использовать на строительство, будет приложена проектировщиками к проекту.


Грамотный расчет гарантирует, что образуется минимум остатков, а следовательно, будут сэкономлены средства. Фото: au.ru

Игорь Суслов приводит пример:

— Очень много в последнее время мы видим проектов, в которых много монолитных участков по перекрытиям. А ведь такие участки — дорогое удовольствие. И мы видим, что архитектор делает нестандартный расчет, который придется реализовывать за счет кошелька заказчика. Но можно это все рассчитать с учетом стандартных типоразмеров материала, ведь у каждого из них своя модульность.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]