керамогранитная плитка гост

Классический стиль в архитектуре: примеры зданий с фото

Классицизм, он же – палладианизм – это архитектурное направление, основанное на античных ценностях и сформировавшееся в Европе в эпоху Высокого Возрождения. Родоначальником стиля принято считать знаменитого зодчего Андреа Палладио. Создав несколько серьёзных трактатов, посвящённых строительству и оформлению зданий в соответствии с канонами стиля, он также неоднократно применил свои знания на практике. Самый яркий пример его творчества – Вилла Ротонда, датируемая концом XVI века.


Классический стиль в архитектуре (на фото Вилла Ротонда – памятник всемирного наследия ЮНЕСКО)

Что это такое

Классическая является наследницей античной архитектуры. Несмотря на их сходства, принято именно классикой называть стиль, если он:

  • Основан на архитектуре античности, то есть Древнего Рима и отчасти Греции.
  • Построен после эпохи Возрождения, то есть сама римская постройка классикой называться не будет.

Библией стиля по праву может считаться книга Де Архитектуры Витрувиуса. Изучали ее еще в средние века, так родилось Возрождение. Статью про Ренессанс можно прочитать здесь. Уже тогда скромный романский стиль и излишне нагруженная деталями готика приелась обывателю.

Хотелось чего-то проще, при этом без потери красоты. Родителем стиля считают Андреа Палладио, он первым адаптировал философию и памятники древности под реалии 17 века.

Пришла эпоха Возрождения, когда архитекторы нашли вдохновение в постройках Римской Империи и трудах Витрувиуса. Они их адаптировали под ожидания окружающих и народу понравилось. А где адаптация, там есть место и оригиналу.

За Ренессансом пришла в моду строгая и при этом утонченная классика. Родиной классицизма является Франция и Англия. Когда классицизм пришел в Россию, во времена Екатерины Великой, в Европе уже в моде был Неоклассицизм. Считается, что русский классицизм ближе к неоклассицизму, чем к классике.

Эклектика, неоренессанс. Бывший Московский международный торговый банк

Интересно разобрать дом № 8/15, здание бывшего Московского международного торгового банка. Большинство деталей в его оформлении – цитаты из итальянского Ренессанса, но немного гипертрофированные. Когда речь идет о слегка переработанных цитатах – это эклектика. Но, если приглядеться, мы увидим, что здесь эклектика начинает фантазировать и ощутимо менять цитируемые формы.


Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Например, карниз. Он должен быть четкой горизонтальной линией, но здесь он разорван окном, и есть второй, дополнительный карнизик. На первом этаже руст буквально залезает на окна. Да и капители у колонн, отсылающих к итальянскому XVI веку, металлические.

Фотогалерея

1 из 6

Идея

Без философов даже архитектура не обошлась. Какая же идея классики?

Для начала, философы изменили представление о красоте. До этого, в готике, романском стиле и отчасти ренессансе, красота являлась восприятием человеком этого объекта.

То есть, лошади считаются красивыми не потому, что они объективно красивы, а потому что многие люди считают их красивыми. Главная идея в классике – красота является свойством объекта, а не продуктом восприятия зрителем.

Раз красота реальна, а не образна, то она должна подчиняться законам природы. Красота – закон природы, а закон должен быть максимально простым. Что может быть проще прямых линий? Идея классики – порядок, соблюдение всех пропорций, симметрия. Если линия, то прямая. Если угол, то 90 градусов.

Приходим к мысли, что искусство и наука – неотделимы. Наука служит искусству, а искусство изображает законы науки. Тогда искусство просто не может себе позволить идти против науки и здравого смысла. Волнистая линия – нелогично, ненаучно и не может быть в искусстве классицизма.

Сопоставив все эти идеи, философы и архитекторы пришли к выводу, что такие творения уже существуют. Античные мастера практически полностью реализовали философию естественности, простоты и гармонии. И назвали себя преемниками, наследниками античного стиля. Отсюда и название – классика. Бессмертные идеи.

Пластиковые окна для архитектурных памятников: есть ли ограничения?

Пластиковые окна превосходно справляются со своими задачами при восстановлении исторических зданий. Они ничуть не уступают деревянным и по многим параметрах даже превосходят их. При правильной установке они значительно продлят срок жизни здания и помогут создать комфортный микроклимат.

Бывают случаи, когда использование пластиковых окон ограничено архитектурными или техническими условиями. К ним относится реставрация с необходимостью сохранить и внешний облик, и оригинальную конструкцию окна.

Признаки

Но история, сухие факты и прочее – так далеко от реальности. А в реальности у нас есть улицы с какими-то домами. Как найти здания в классическом стиле?

Ордера. Помните, на уроках ИЗО или МХК нам говорили про ионический, дорический и коринфский. Это разделение колон. По форме колонны, ее оформлению и другим признакам можно определить ордер. В Риме этому правилу подчинялись неукоснительно.

В средние века – никак, а в Ренессанс – в качестве интересной рекомендации к оформлению. В классике к орденам вернулись и вы никогда не увидите коринфскую колонну с ионической капителью.

Колонны ставились не как декоративный элемент, а как одна из главных частей постройки. С колоннами или без, здания по вертикали делились на три уровня: цоколь, этажность и антаблемент. Вот пример фото:

Симметрия. Как спереди, так и сверху. Никаких нелогичных крыльев или нечетного числа колонн. В идеале каждая часть здания имела свою ось симметрии. Сюда же можно отнести правило золотого сечения. В любом мысленном прямоугольнике стороны соотносились как 1,6:1. Звучит сложно, но посмотрите на фото:

Типичные украшения:

  • Барельефы;
  • Медальоны;
  • Лепная растительность;
  • Карнизы на окнах;
  • Арки, где нужно и где не нужно;
  • Украшение статуями.

А теперь найдите все эти элементы на фотографиях в статье. Вход обычно располагается на возвышении, чтобы добавить мраморную лестницу, колонны и 100500 классических украшений.

По цветовым решениям использовались цвета природного мрамора: белый, желтоватый и другие светлые, даже пастельные тона. В ландшафтном дизайне классицизм выражается в симметричных дорожках, водоемах, растительности, посаженной в линию. Парки имеют общий план, симметричный сверху.

Декор в экстерьере


Для классического стиля в современной архитектуре характерны следующие декоративные элементы:

  • белоснежные колонны, украшающие входную группу;
  • большие балконы;
  • античные фронтоны;
  • фигурные балюстрады и парапеты;
  • выступающие межэтажные карнизы;
  • изысканные наличники;
  • орнаментальные барельефы (меандры, листья, пальметты, розетки);
  • цокольный этаж, отделанный декоративным камнем.


В городских условия зачастую используется «облегчённый» вариант классики, в котором колонны заменяются полуколоннами или пилястрами, а лепнина и барельефы уступают место подчёркнуто строгим наличникам, карнизам и угловому декору.

Европа

Родился Классицизм в Европе. Давайте посмотрим самые интересные, с моей точки зрения, постройки на фото. Куинс-хаус в Гринвиче, 1636 год. Великобритания.

Восточный фасад Лувра, Франция.

Дом Flora-Stoeckl, Австрия

Какие виды остекления фасадов зданий существуют


Строительство домов со стеклянным фасадом в России еще несколько лет назад казались фантастикой и все из-за сурового климата. Но благодаря усовершенствованным технологиям и разнообразию типов такого фасада, уже сейчас использование стеклянного фасада возможно практически в любой точке мира.
Сама стеклянная конструкция представляет собой дополнительную оболочку расположенную поверх основного корпуса здания. Между навесной конструкцией и несущей обязательно продумывается хорошая система вентиляции. Благодаря разнообразию систем каркасов появилась возможность создавать особый, современный и изящный образ домов. Насчитывается большое разнообразие каркасных и бескаркасных систем реализации.


Фасадное остекление приобрело большую популярность в оформлении дизайна

Такие дома имеют более современный вид, нежели обычные и неповторимую эстетику и изящество. Использование данных оболочек, защищает дома от все возможных внешних факторов. Использование данного фасада помогает поддерживать постоянный микроклимат и создает благоприятную среду внутри помещений.

Русский классицизм

Мы, как всегда, немного изменили стиль под себя. В Россию классицизм пришел при Екатерине II. Во всем мире уже отходили от классики в пользу барокко, более украшенного и нарядного стиля. У нас же наоборот, классика пришла на смену барокко.

Популярность стиль снискал за счет своей простоты и минимума декораций, во всяком случае в русском прочтении. Тогда мы активно развивали торговлю, миграцию и приглашали специалистов со всего света. Требовалось быстро, много и красиво застроить хотя бы Москву и Питер. Какие тут украшения? Лишь бы на казарму похоже не было!

Итого в России в классике строили дворцы, больницы, доходные дома и магазины. Для построек незнатных людей украшений домов использовалось по минимуму, а вот стиль соблюдался неукоснительно. Посмотрим на эти здания.

Авангард. Дом-коммуна ЖСКТ «Изотерма»

Авангард создавал здания, простые с точки зрения декора, но сложные, а порой и революционные, с точки зрения конструкций и организации пространства. Чтобы убедиться в этом, посмотрим на дом № 21/7. На этом здании совсем нет декора, однако это и не просто прямоугольная коробка. Внимание здесь акцентируется на углу. То, что он скошенный, не ново для архитектуры, а вот то, что он ни на что не опирается, просто висит в воздухе, другие стили позволить себе не могут. Раньше место, где соединяются две стены, считалось самым массивным, несущим, и могло отдельно выделяться, например, колонной. В распоряжении авангарда современные материалы, и он это подчеркивает. В этом здании на углу сделаны окна. Более того, они намеренно краешком залезают на стену.

Практически все окна дома работают в горизонтальной плоскости. В этом приеме архитекторы учитывают, что человек перемещается по комнатам горизонтально, и освещать помещение эффективнее по горизонтали. За исключением лестничных клеток, там мы встречаем вертикальное ленточное остекление.

Фотогалерея

1 из 2

А еще в здании интересны балконы со стороны переулка. Они вынесены на угол, и у них формально даже есть подпорка. Но эта подпорка обрывается внизу, а сверху просто скобкой входит в стену. Это ново, технологично и довольно дерзко.

Фотогалерея

1 из 3

Москва

На Мясницкой улице расположился дом Юшкова. Сейчас это российская академия живописи и искусств. Дом построен в виде угла, чьи стороны соединены полукруглым углом. Архитектор – Баженов, самый популярный классический архитектор России.

На Воздвиженке выделяется дом Пашкова, построенный неизвестным зодчим. Сейчас там Российская библиотека, а во времена постройки это было первым жилым зданием, из которого был виден Кремль.

Кто не знает Большой театр на Театральной площади? Построен в 1856 году с идеальной акустикой – ни одна гитара не будет звучать, как Большой театр, это признавал и до сих пор признает весь мир.

На улице Гиляровского расположилось единственное в моем списке по Москве религиозное здание — Церковь Филиппа Митрополита. Она много раз перестраивалась, изменялась, но все еще сохранила классические черты. Видите их?

И напоследок кусочек Кремля. Даже снаружи вы можете увидеть Сенатский дворец. Архитектор – Казаков, сдал дворец в последнем десятилетии 18 века. С первых минут постройки и до сих пор из дворца не выходит действующая власть – от царей и до современного президента.

Происхождение

Несколько важных египетских памятников, таких как погребальный храм царицы Хатшепсут в Дейр-эльбахари (середина XV века до н.э.) и храм Амона в Карнаке (1530-323 до н.э.), использовали по существу столбчатые системы.


Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эльбахари


Храм Амон-Ра

Однако Минойская цивилизация на острове Крит, которая поддерживала связи с Египтом, все чаще рассматривалась как важная для развития событий на материковой части Греции. Минойские архитектурные остатки, либо раскопанные, либо в руинах, в основном представляют собой дворцовые комплексы, в которых можно увидеть начало трабеации, которая определила классическую архитектуру столетия спустя. Хотя минойцы не были бесхитростными, особенно в своих системах управления водными ресурсами, они мало интересовались архитектурной артикуляцией, вместо этого уделяя больше внимания настенной живописи. Однако Микенская цивилизация (ок. 1600 -1100 до н.э.), чья известность совпала с периодом, иллюстрированным в гомеровских эпосах «Илиада» и «Одиссея», начал, поначалу примитивно, интегрировать украшение и структуру таким образом, что предшествовал классической архитектуре. Интересным примером являются Львиные Ворота в Микенах (ок. 1250 до н.э.): два косяка поддерживают прямоугольную перемычку, над которой сидит орнаментированный треугольный камень, который в некотором смысле можно рассматривать как примитивный фронтон.

Санкт-Петербург

Где же найти классику в Питере? Честно? Да где угодно, половина центра построена в этом стиле. Начнем!

Исаакиевский собор – ярчайший представитель, который видели все жители и почти все туристы. Строить его начал Петр I, а закончил только Александр II. Это одна из самых грандиозных построек Петербурга, долгое время собор был и религиозным памятником.

На Университетской набережной вы найдете Академию художеств. Строительство закончилось в 1818 году, архитектор — Валлен-Деламот, петербуржцы его точно знают.

А еще Таврический дворец, Юсуповский дворец, Смольный институт и многие другие здания в историческом центре. Даже здание Адмиралтейства, здание Главного штаба и Казанский собор.

Московская архитектура начала XVI века. Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Напоследок зайдем в монастырь и посмотрим на собор Рождества Богородицы, мысленно убрав трапезную и паперть, пристроенные в начале XX века. Основной объем храма построен в самом начале XVI века. В нем очень интересно сочетаются древние русские принципы и итальянское влияние. Сама типология храма – совершенно русская, одноглавый храм-богатырь. Узкие окна-бойницы, гора кокошников, килевидные арки – так строили еще в XIV веке. Но здесь архитектор уже знаком с работой итальянцев, строивших Кремль. Итальянцы, в отличие от наших зодчих, были мастерами в плане профилей и деталей. Они множат линии, создавая светотень и пластичность. Присмотритесь к профилям на кокошниках – каждый из них особенной формы.


Фото: m24.ru/Лидия Широнина

Ярославль

Примером классики тут будет Советская площадь, а именно здание Губернских присутственных мест. Построено в 1787 году за рекордные сроки в год. Это первое настолько монументальное здание в Ярославле, ведь это главное правительственное здание крупного центра, иначе строить не могли.

На первомайской улице можно найти Гостиный двор. Построен в первой четверти 19 века на замену открытому рынку. Страдал от пожаров, перестроек и обстрелов в ВОВ. Целиком историческую задумку уже не увидеть, но ротонда и сохранившееся северное крыло помогут увидеть и понять классицизм.

Древнерусская крестово-купольная архитектура


Софийский собор, Великий Новгород. Фотография: Зазелина Марина / фотобанк «Лори»


Храм Покрова на Нерли, Владимир. Фотография: Яков Филимонов / фотобанк «Лори»

Гражданских памятников XI–XVII веков сохранилось крайне мало, однако церкви этого периода можно увидеть в городах старше 400 лет. Как правило, это прямоугольные здания, стены которых ориентированы по сторонам света. Венчают церкви купола, количество которых может варьироваться, наиболее часто встречаются одно-, пяти-, девяти- и тринадцатиглавые храмы. Например, Софийский собор в Великом Новгороде — пятикупольный, а храм Покрова на Нерли венчает один купол. Но сколько бы ни было у храма куполов, всегда есть один главный: он приподнят на специальном основании — барабане.

Тверь

Гостиница Гальяни на углу улиц Володарского и Пушкинской.

Собор Вознесения Господня на Советской улице.

Здание Юнкерского кавалерийского училища на улице Жигарева.

Типовая архитектура хрущевского и брежневского времени


Типовая архитектура времен Хрущева. Фотография: kp.ru


Типовая архитектура времен Брежнева. Бизнес-, г. Санкт-Петербург. Фотография: mhi-russia.ru

Вместе с эпохой Сталина закончилась и эпоха «архитектурных излишеств» и монументализма. Одинаковые невыразительные здания по типовым проектам можно встретить как в жилой застройке того времени, так и в общественной архитектуре — такими стали кинотеатры, школы, больницы. В спальном районе любого российского города так называемые хрущевки, скорее всего, будут основой местного пейзажа.

Автор: Лидия Утёмова

Достоинства и недостатки фасадного остекления

Популярность стеклянные фасадные конструкции приобрели благодаря многим преимуществам:

  • оригинальный внешний дизайн благодаря использованию стекол различных форм и цветов;
  • высокий уровень освещения, позволяющий экономить электроэнергию;
  • надежность и прочность конструкций – все виды стекол и профилей обладают долговечностью и устойчивостью к любым погодным явлениям;
  • прекрасные теплоизоляционные и звукопоглощающие показатели;
  • возможность быстрого монтажа и замены конструкций, если это необходимо;
  • легкость процесса открывания и закрывания.

Оригинальный внешний дизайн – одно из достоинств фасадного остекления

Среди недостатков стоит отметить такие моменты:

  • отделка фасадов стеклом подразумевает использование сложного оборудования и участия высококвалифицированных специалистов;
  • стоимость фасадного остекления заметно выше в сравнении с другими вариантами отделки, особенно если используются качественные стеклопакеты и профили известных брендов;
  • чтобы фасадные окна не теряли своих эстетических качеств, их необходимо регулярно мыть, что вызывает немалые трудности.

История стиля

В историческом развитии классического архитектурного стиля можно выделить несколько этапов. Сначала, на рубеже XVI–XVII веков, практически одновременно в двух странах – Англии и Франции происходит расцвет монархии, и соответственно, античные традиции воспринимаются как эталон устройства государства.

Позднее, к середине XVIII столетия, на передний план выходит философия рационализма. Значительную популярность приобретают классические ценности: строгость, чёткость и простота. Излишняя напыщенность и декоративность рококо и барокко постепенно теряют актуальность. Являясь олицетворением величественной красоты и гармонии, классический архитектурный стиль позволяет значительно быстрее возводить дворцы, резиденции и государственные учреждения, не затрачивая времени и средств на вычурный декор.

Классификация

По типу используемых материалов конструкции разделяются на деревянные, деревянно-алюминиевые, алюминиевые и пластмассовые.

Помимо этого, каждый из данных типов применяется в конкретной сфере и включает определенные достоинства и недостатки.

Окна из пластмассы замечательно подходят для остекления офисов, витрин разнообразных магазинов, промышленных и прочих нежилых строений. Помимо этого, их себестоимость достаточно низкая и они почти не нуждаются в уходе. Среди недостатков стоит выделить несоответствие используемых сооружений условиям климата некоторых регионов и низкий процент экологичности.

Из алюминия в основном применяются для оборудования промышленных сооружений, дизайна фасадов, общественных и прочих нежилых строений. Они также оборудуются в торговые павильоны. Среди достоинств данных строительных конструкций стоит выделить длительное время эксплуатации, возможность остекления больших площадей и прочее. Однако в жилых помещениях в основном не используются.

Важным качеством оконной системы является внешний вид

Окна из дерева широко распространены в строительстве жилых зданий. Достоинства заключаются в достойных теплоизоляционных качествах, экологичности, замечательном внешнем дизайне (имеются ввиду окна современных конструкций, созданные из качественных стройматериалов методом тройного остекления). Недостатки подобных конструкций заключаются в большой подверженности влиянию атмосферы. Это особенно актуально в городской обстановке, вследствие чего необходимо часто проводить починку и покраску окон. Тем не менее, с появлением на рынке нынешних лакокрасочных материалов проблема исчерпывается и конструкции сохраняют свой первоначальный вид и крепость продолжительное время.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]