Гараж для грузовых машин – это непросто блажь, а надежное место для стоянки авто. Он защищает «железного коня» от непогоды и завистливого взгляда угонщика.
К тому же, в нем можно с полным комфортом проводить ремонт машины, и хранить все необходимые инструменты и рабочие приспособления. В нашей публикации мы расскажем о том, какой должен быть гараж для большегрузного транспорта.
Виды гаражей для грузовых автомобилей
Конкретного разделения на различные виды у гаражей для грузовых автомобилей не существует. Можно условно поделить такие постройки по следующим признакам:
- материалу, из которого изготавливается конструкция гаража;
- количеству парковочных мест;
- наличию дополнительных опций, позволяющих осуществлять ремонтные работы грузовой техники, а в некоторых случаях даже проживать в гараже;
Все эти категории условны, и в большинстве случаев планирование гаража ограничивается исключительно бюджетом хозяина и его фантазией.
Смотровая яма: размеры по гост
Сервисное обслуживание и ремонт автомашин предполагает наличие смотровой ямы. Находясь в ней, автовладелец либо механик, если это сервисная станция обслуживания либо предприятие с собственным автопарком, получает возможность проводить как мелкие, так и средней сложности ремонтные работы. Наличие смотровой ямы позволяет провести осмотр следующих узлов авто:
- днища;
- ходовой части;
- глушителя;
- коробки передач;
- выхлопной трубы;
- поддона картера.
Она представляет собой углубление в основании (полу) гаража. Удобство пользования и возможность проведения тех или иных ремонтных работ, в том числе и осмотра днища в профилактических целях, обусловлено не только наличием достаточного освещения, но и обзора. Последнее отражается в правильном выборе габаритов смотровой ямы. Невозможность стоять в полный рост, проводя осмотр, либо, наоборот, дотянуться до днища делают сооружение абсолютно бесполезным. Это касается и тех случаев, когда длина ямы не позволяет произвести полный осмотр днища.
Выбор проекта
Перед началом строительства требуется составить проект помещения, в котором будут расписаны все нюансы его возведения. Проекты для грузового транспорта разделяются на:
- одноместные;
- для нескольких транспортных средств;
- с оборудованными складскими помещениями, для хранения груза;
- с жилым помещением, превращающим гараж в мини-отель, благодаря чему водители с плотным графиком работы могут с комфортом отдохнуть, а утром быстро собраться в путь, не теряя лишнего времени.
Обратите внимание! Проект гаража для грузовых транспортных средств сложнее обычного, и его составление желательно доверить профессиональным проектировщикам, которые учтут все необходимые нюансы, делая помещение максимально комфортным и практичным.
На одну машину
Единственный проект, который, при желании, можно попробовать сделать самостоятельно. Для строительства гаража на одно транспортное средство не придется учитывать дополнительные факторы, и единственной сложностью станет оборудование ремонтной ямой, если в ней есть необходимость.
На две и больше машин
Гаражи на несколько машин сложнее в конструктивном плане, и при составлении проекта требуется учитывать:
- удобство въезда в помещение;
- оборудование каждого места отдельной ямой для ремонта или выделение отдельного места для такого рода работ;
- из-за больших габаритов, прочности конструкции усилению ее несущих элементов требуется уделять особое внимание.
Со складскими помещениями
При оборудовании гаража складскими помещениями мало просто составить проект гаража с пристройкой. К складу применяются специальные нормативы по хранению, которые нужно учитывать при возведении. Количество нормативов будет зависеть от типа продукции, которую хозяин планирует складировать.
К общим требованиям, при возведении складов относят:
- соблюдение требований пожарной безопасности;
- организация удобных подъездов для погрузки/разгрузки грузовика;
- обеспечение грамотной планировки внутри помещения, для обеспечения безопасности при его эксплуатации.
С жилым помещением
Проект гаража с жилым помещением – самый сложный из всех, и его точно не стоит делать самостоятельно. При планировании такого здания важно учитывать удобство размещения, как транспортного средства, так и его владельца, что подразумевает множество различных нюансов. Строители, не обладающие должным опытом, могут пропустить важную деталь, из-за которой придется тратить дополнительные деньги на перепланировку помещения.
Насколько маленьким может быть помещение?
Представьте, что перед вами встала задача подобрать минимальные размеры гаража. Давайте попробуем ее решить. В качестве примера возьмем ВАЗ-2170 «Приора» длиной в 4,35, шириной 1,89 и высотой 1,42 метра. Основным фактором для расчета размеров постройки будут лишь габариты автомобиля – ни о каком месте для ремонта или отдыха речи уже не идет. В этом случае как рассчитать размер гаража?
Длина. Спереди и сзади от машины до стенки и ворот гаража должно быть не меньше полуметра – чтобы человек мог спокойно обойти автомобиль и не зацепиться за него или стену и чтобы можно было выгрузить содержимое багажника. Берем 4,35 м нашей «Приоры», прибавляем по 0,5 м с обеих сторон, получаем 5,35 метров.
Очень важно выдержать требования по ширине гаража. Если ее сделать слишком малой, то въезд и выезд из гаража будет требовать ювелирной точности вождения, а вход и выход из машины – недюжинных навыков акробата. Самое меньшее расстояние от борта автомобиля до стены – все те же упомянутые ранее полметра.
Итого минимальная ширина гаража для «Приоры» это 2,89 м, можно округлить до 3 м. Если вы опасаетесь поцарапать дверь при ее резком открытии – расстояние следует выбрать побольше, допустим, по 90-100 см с каждой стороны. В итоге это дает уже ширину гаража в 4 метра. Размер ворот для такого гаража должен быть на 60 см больше, чем ширина автомобиля, потому можно вполне удовлетвориться воротами в два с половиной метра.
Теперь о высоте потолка в гараже. Между крышей и вашим железным конем должно быть не меньше полуметра. Для ВАЗ-2170 это будет с округлением два метра. Не слишком комфортно для человека, потому, если позволяют возможности, сверху стоит добавить 20-50 см.
Задача определить минимальные габариты гаража выполнена: для «Приоры» это будет постройка длиной в 5,35, шириной в 3 и высотой в 2 метра. Если речь идет о малолитражном автомобиле, то размеры можно будет уменьшить еще сильнее.
Типовой гараж — размеры:
Обзор материалов
Ассортимент строительных материалов, используемых для возведения гаражных помещений, разнообразен, и владельцу есть из чего выбирать:
- Дерево. Бюджетный материал, который используется крайне редко. Подойдет для возведения временного сооружения или в случаях крайне ограниченного бюджета. Постройка получится пожароопасной и недолговечной, по сравнению с остальными.
- Кирпич. Полная противоположность деревянным конструкциям. Постройки, возведенные с использованием кирпича, удобны в эксплуатации, долговечны и надежны. Единственный минус – цена.
- Металл. Гаражи из металла надежны и долговечны, но требуют утепления. Водители, построившие гаражи из металла, жалуются на жару в помещении летом и холод зимой. Кроме того, если грузовик попал под дождь, сохнуть в металлическом гараже он будет дольше обычного.
- Сэндвич панели. Материал набирает популярность, так как его легко использовать, не надо отделывать, помещение из сэндвич панелей хорошо держит тепло зимой, и сама постройка выглядит привлекательно.
Какие государственные стандарты и нормы на смотровые ямы существуют?
Нормативные документы относительно оснащения смотровой ямы касаются исключительно предприятий, занимающихся осмотром автомобильной техники. Они предполагают то, что это сооружение является частью технической базы, поэтому подлежит соответствующей регистрации, полному соответствую имеющихся ГОСТов.
Существует всего несколько таких документов. В нормативных актах в большей степени затрагивают правила относительно освещения и схемы вентиляции, безопасности, нежели габаритов. Если сооружение оборудуется не с целью ведения коммерческой деятельности, соблюдения предписаний этих документов не требуется.
Иначе необходимо изучить соответствующую нормативную базу.
Отсутствие необходимости регистрировать гараж со смотровой ямой не означает того, что она может возводиться в произвольном порядке. Существуют определенные нормы, от которых зависит безопасность и удобство эксплуатации сооружения. Немаловажным фактором является и решение вопроса относительно того, какие автомобили предполагается обслуживать — легковые и/или грузовые.
Это определяет габариты будущей конструкции.
Этапы строительства
При сооружении любого помещения важно последовательно выполнять все этапы строительства, что позволит возвести постройку быстро и без проблем:
- наносим план строения на бумагу;
- подготавливаем строительную площадку под фундамент;
- заливаем фундамент;
- возводим стены, перекрытия и накрываем крышу.
Важно! Во время заливки фундамента планируйте создание ремонтной ямы заранее, иначе в дальнейшем с этим могут возникнуть проблемы.
Длина, ширина, глубина смотровой ямы на СТО
Индивидуальное возведение сооружения отличается от аналогичного на станциях технического обслуживания. Если автовладелец может самостоятельно корректировать габариты под собственные нужды и параметры личного автомобиля, на СТО обслуживают различные марки машин, что накладывает требования по обустройству “универсальной” ямы. Оптимальными размерами сооружения на станциях техобслуживания считаются следующие показатели:
- ширина — 1000;
- длина — 5500;
- высота — 1800.
Все размеры указаны в миллиметрах. Следует учитывать, что параметр глубины для станций технического обслуживания считается до поверхности расположения колес во время ремонта, а не до уровня пола. Это обусловлено тем, что рабочая поверхности на СТО не всегда располагается в один уровнем с полом.
Обустройство внутреннего пространства
Грузовик требует гораздо больше внимания, чем легковой автомобиль, а его комплектующие и расходники занимают намного больше места. Для их комфортного размещения, во время планировки, учитывайте создание зон для:
- хранения набора инструментов;
- стеллажей для расходников под грузовик;
- стенд для хранения колес;
- место для установки верстака, на котором удобно ремонтировать мелкие детали;
- помещение должно быть хорошо освещено.
Рассчитать стоимость строительства гаража
Стоимость зависит от множества факторов:
- цены на строительные материалы в вашем регионе;
- количества работ, совершаемых наемными специалистами;
- размеров помещения;
- дополнительных опций, которые владелец захочет видеть в своем гараже.
Это формирует индивидуальную стоимость для каждого здания, рассчитать которую, не зная всех нюансов, крайне проблематично. В качестве ориентира можно взять стандартную постройку из пеноблоков, размеры которой составляют 7 метров в длину и 3 в ширину. Материалы для нее обойдутся владельцу примерно в 140 000 рублей, без учета стоимости их доставки на место строительства. Металлические строения того же размера обойдутся в сумму 45 тысяч рублей, без учета утеплителя.
Легковая машина
Действующими нормативами установлены следующие стандартные значения: 4х6х2, 5 метра. Однако, учитывая разнообразие существующих моделей, в каждом случае требуется индивидуальный подход к расчетам. Некоторые нюансы были описаны выше.
Внедорожники превышают габариты легкового автомобиля, поэтому и проектирование осуществляется, исходя из размеров. Например, у типового LandCruiser J200 они составляют 4, 95х1, 97х1, 88. Здесь имеет смысл сделать запас 2-3 метра.
В результате получаем помещение 8х5х3 метра.
Цены на строительные работы
Цены на строительные работы также сильно отличаются в зависимости от региона проживания. В среднем, смета выглядит следующим образом:
- Внутренняя отделка помещения вагонкой обойдется в сумму 800 рублей за 1 квадратный метр.
- Изготовление двустворчатых ворот с входной калиткой и покраской обойдется минимум в 30 тысяч.
- Проведение электрики внутри помещения – от 7 тысяч и более.
- За возведение строения из кирпича мастера возьмут 16 тысяч рублей за 1 квадратный метр.
- Полы из бетона обойдутся хозяину минимум в 25 тысяч.
Размеры смотровой ямы для обслуживания крупногабаритных транспортных средств
Строительство ямы, которую предполагается использовать для обслуживания грузовых автомобилей, подразумевает несколько иные размеры. Расстояние между колесами у автомашин этой категории значительно отличается от модели к модели. Это значительно усложняет проектирование сооружения. Вариантов расчета два. Первый предполагает взятие за “эталонную” величину показатели собственного автотранспорта и вычитание из нее 300-400 миллиметров. Если расчеты неверны, добираться до нужных узлов придется с трудом.
Второй вариант подразумевает то, что яму оборудуют универсальной, усредняя параметры, то есть делают с шириной в 1000 мм, что позволяет осматривать авто и с базой в 120, и с базой в 80 см.