Основной идеей «райтовского» стиля в архитектуре является максимальная гармония с природой. Такие здания органично вписываются в окружающий ландшафт, становятся естественным дополнением пейзажа и сочетают в себе простоту, комфорт и функциональность. Это идеальный вариант для загородного строительства, а потому дома в стиле Райта с каждым годом становятся все популярнее.
Дома в стиле Райта
Проект дома в стиле Райта
Немного истории
Большой вклад в становление стиля Райта внес Фрэнк Ллойд Райт, работающий архитектором-новатором. За всю жизнь он смог создать больше тысячи проектов жилых зданий, школ, церквей, музеев, даже высотных домов и помещений для офисов. Он был американцем и жил в начале XX века. В работе использовал разные стили, но при этом сторонился конструкций со сложным, громоздким проектированием, которые практически не различаются между собой. Во время составления проектов он большее предпочтение отдавал естественному ландшафту. Так как территория Америки богата равнинными степями, архитектор вдохновился мыслью создать приземистые дома, которые будто сливаются с горизонтом. Такая ассоциация дала направлению название «стиль прерий». Постепенно такая архитектура набирала обороты и уже стала называться именем своего создателя.
Графический дизайн Фрэнка Ллойда Райта: язык орнамента
Воздушные шары и пустыня — рисунки для журнала Liberty, 1926
Имя Райта хорошо известно в мировой архитектуре, но его вклад в графический дизайн для многих остается неизведанным. Его интерес к печатной графике начался еще в юношеские годы, когда в своем подвале Райт постигал основы типографской печати. Это увлечение привело его к серьезной работе в сфере графического двумерного дизайна. На протяжении всей карьеры Райт занимался леттерингом, разрабатывал необычные надписи для книг, создавал плакаты, иллюстрации, обложки журналов, брошюры, архитектурные украшения и витражи.
Стоит упомянуть остроумные и смелые графические работы Райта для обложки журнала Liberty. Некоторые из них носили настолько необычный характер, что журнал отказался их использовать. Известно, что Райт создал 12 графических рисунков карандашом, но ни один из них не был напечатан. Его дизайн был построен на основах игры «Дары Фребеля» — это прямые линии и геометрические структуры.
Обложка для журнала Town and Country © www.brainpickings.org
Одна из самых знаменитых графических работ Райта — это рисунок американского флага. Изначально дизайн флага был выполнен Райтом для журнала Liberty, но позднее его опубликовал журнал Town&Country в 1937 г. Это единственный рисунок Райта, предназначенный для Liberty, который когда-либо был напечатан. Райт также был очарован японскими гравюрами и книгой Оуэна Джонса «Грамматика Орнамента» (1856 г.). Книга раскрывала универсальные законы украшения и орнамента.
Отличительные особенности
Стиль Райта узнается по простому выполнению дома и по его целостности с природным окружением. Подобные строения лаконично дополняют пейзажу и характеризуются следующими основными пунктами:
- Внешне дом будто составляется из нескольких секций. Такая особенность подчеркивается цветом;
- Строения смотрятся угловато путем создания большого количества выступов с формой прямоугольника. Это могут быть различные пристройки и эркеры;
- Планировка выполняется больше в горизонтальном положении. За счет этого создается ощущение приземленности;
- Дом отделывается разными комбинациями материалов натурального происхождения;
- Открытый тип здания.
Архитектор Фрэнк считал, что строение должно соответствовать пропорциям человеческого тела, поэтому у таких домов отсутствуют огромные залы и несоразмерно высокие потолки.
Напутствия будущему архитектору
В 1931 году в Чикаго Райт прочитал известную лекцию «Молодому архитектору». Многие ее тезисы цитируются и по сей день, особенно советы, оставленные мэтром будущему поколению архитекторов:
— Если вы не понимаете того, что все архитекторы мира были хороши в своем роде и в свое время, то забудьте о них.
— Архитектуре нужно быть верным. Не вступайте в архитектуру для того, чтобы зарабатывать на жизнь, если вы не любите ее как живой принцип, если вы не любите ее ради нее.
— Берегитесь архитектурных школ во всем, кроме обучения инженерному делу.
— Идите на производство, где вы сможете видеть работу механизмов, производящих современные здания, или работайте в практическом строительстве до тех пор, пока не сможете естественным образом перейти от строительства к проектированию.
— Срочно начинайте вырабатывать в себе привычку задумываться «почему» по поводу всего, что нравится или не нравится.
— Нужно учиться отличать любопытное от красивого. Не считайте ничего само собою разумеющимся — прекрасным или безобразным. Каждое здание разбирайте по частям, придираясь к каждой черточке.
— Приобретите привычку анализировать. Постепенно способность анализа даст возможность развиваться способности синтеза, которые тоже станут привычкой разума.
— Мой учитель говорил: «Мыслите простыми категориями». Имелось в виду, что целое сводится к его частям и простейшим элементам на основе первоосновных принципов. Делайте так для того, чтобы идти от общего к частному, никогда их не путая, иначе запутаетесь сами.
— Отбросьте как можно скорее американскую идею «быстрой оборачиваемости». Начать практическую деятельность полуиспеченным — это значит продать свое врожденное право быть архитектором за чечевичную похлебку или так и умереть, претендуя на то, чтобы быть архитектором.
— Не спешите заканчивать свою подготовку. По меньшей мере десять лет предварительной подготовки к архитектурной практике нужно тому архитектору, который хочет подняться выше среднего уровня в умении оценивать и в практической архитектурной деятельности.
— Уезжайте как можно дальше от своего дома, чтобы строить свои первые здания. Врач может похоронить свои ошибки, но архитектор может только посоветовать заказчику посадить вьющиеся растения.
— Считайте постройку курятника такой же хорошей для себя работой, как постройку собора. Отвлекаясь от финансовых вопросов, величина проекта мало значит в искусстве. В действительный расчет принимается выразительность. Выразительность может быть большой в малом или малой в большом.
Архитектура стиля
Когда проекты домов в стиле райта начинали создаваться, планировку выполняли буквой Т или крестом. За счет пересечения элементов с прямоугольной формой под углом 90о конструкция получалась крепкой, комфортной, а также выглядела нестандартно. Сейчас здания с данным направлением чаще всего возводятся в форме прямоугольника либо Г-образными. Благодаря такому проектированию сохраняется стилистика и экономится территория.
Коттедж в стиле райта всегда будет невысоким, даже если он двух или трехэтажный. Подобные дома не обладают высоким фундаментом, а также цоколем. Но иногда, если дом возводится на склоне, то цоколь присутствует и его отделывают, используя натуральный камень. Хотя со стороны здания выглядят компактно и низко, внутри много пространства. Кровля может быть с тремя, четырьмя скатами, которые наклонены под небольшим углом либо практически плоские. Плоскийэффект получается за счет того, что сам конек невысокий, а подшивка свесов очень широкая. Узнать стиль райта можно по широким свесам с крыши.
Хотя дом райта смотрится компактно, его нельзя назвать скромным, потому что они не тесные. Их средняя площадь составляет 150-200 м2. Но при этом здание не обладает роскошью, королевской отделкой. Такое направление можно назвать компромиссным стилем.
Философия Фрэнка Ллойда Райта
— Естественность, изначально присущая каждому творению архитектуры, не должна быть утеряна. Райт называл ее «внутренней природой».
— Целостность и органичность. Здание должно производить впечатление целостности, «сделанного из одного куска», а не собранного из разных деталей.
— Форма и функция здания — это стержень органической архитектуры.
— Поэзия и романтика в архитектуре относятся к слову «качество» и жизненно необходимы ей. Согласно Райту, органичная архитектура видит в реальной действительности подлинную романтику человеческого творчества.
— Важна истинность традиций. Имитации и всевозможные подражания тому, что уже копировалось, только разрушают архитектуру. Райт считал, что именно правда и подлинность должны обожествляться в его профессии.
— Орнамент — это неотъемлемая часть архитектуры. Если замысел орнамента хорош, он превращает ее в поэзию. Если нет — то разрушает всю архитектуру.
— В философской концепции органической архитектуры Райт также выделял такое понятие, как «дух». Он считал, что это нечто внутреннее, что никак не является нисходящим свыше, а проявляется изнутри наружу.
— Третье измерение в органичной архитектуре — это не ширина, а глубина, присущая вещи, а не приложенная к ней.
— Пространство — это невидимый источник, из которого исходят все ритмы. Это дыхание произведения искусства.
Материалы для строительства и отделки
Стены домов возводятся из натурального камня, керамических блоков, а также кирпичей. перекрытия могут быть бетонными или деревянными. Колонны всегда выполняются из кирпичей. Одноэтажный либо двухэтажный дом в стиле райта не могут строиться из каркасных конструкций, а также быть полностью деревянными. Отделка может выполняться путем комбинирования таких искусственных материалов, как стекло, бетон с натуральными – деревом, а также камнем грубой обработки. Нередко применяется сочетание гладкой штукатурки с камнем.
Так как стиль райта характеризуется единением с природным ландшафтом дом должен возводится из натуральным материалов, особенно видимые зоны отделки. Но современные технологии позволяют подобрать имитацию. К примеру, существует сайдинг, который внешне очень схож с деревом или камнем. А понять, что отделка ненатуральная можно только прикосновением либо максимально близким осмотром.
Архитектор задумывал наличие большого количества естественного света. Поэтому двухэтажный или одноэтажный дом в стиле райта должен содержать много стекла.
Очень часто фасад облицовывается при помощи рваного камня или декоративного кирпича, разделяя участки бетонными горизонтальными линиями. По границам парапетов, окон, навесов, различных выступов также выполняется обрамление из бетона. Террасы, пристройки, перегородки и свесы карнизов отделываются деревом. Крыша, как правило, покрывается мягкой, натуральной черепицей, иногда – профнастилом.
Окна
За счет того, что дома такого стиля ориентируются горизонтально, стены возводятся ровно и в правильной форме, окна можно устанавливать большого размера с большой высотой. Такая архитектура улучшает дом внешне за счет отражения окружающего природного ландшафта и гармоничного слияния с красотой мира, а внутри пространство зрительно увеличивается и тоже выигрывает за счет получения большого количества естественного света. Иногда проект дома может предусматривать окна круглой формы, но никогда не будут аркообразных и выступающих.
Располагать окна необходимо так, чтобы они примыкали к кровле. Также они могут проходить сплошной линией по всем периметру строения. У них не должно быть ставен и большого количества перемычек. Окна обрамляют толстыми досками или полосками из бетона. Особой роскошью обладает дом, когда с дух сторон от главного входа устанавливаются панорамные окна.
Планировка
Проект дома в стиле райта всегда включает открытую террасу с широкой планировкой. Иногда террас бывает несколько в одном здании. Внутри комнаты проектируются просторно, а переходы с одной зоны в другую выполняются плавно. Перегородки и стены возводятся в минимальном количестве. Это добавляет еще большее ощущение беспрерывного пространства. Проемы дверей должны обладать строгой формой прямоугольника и быть широкими. Формы арок быть не должно.
Цветовая гамма
Стиль райта предполагает использование нейтральных теплых природных цветов, например, бежевого, песочного, коричневых и серых оттенков. Белый применяется редко, а если его решают добавить, то обязательно комбинируют с оттенками других цветов. проектировать оформление строения необходимо с учетом того, что цвет крыши должен смотреться темнее, чем стены. Подшивки свесов выполняются в белом или бежевом цвете. Углы с проемами должна обладать тем же окрасом, что и крыша.
Существует мнение, что лучше сохранить сдержанную гамму цветов дома, а в качестве ярких акцентов использовать цветущие клумбы и деревья.
Внутри дома интерьер также выполняется в природных оттенках. Цвет дерева и натурального камня сам говорит, какие необходимо использовать краски. Но комнаты могут быть немного ярче, чем здание снаружи.
Отделка фасада в стиле райта
Для проектирования и возведения дома с нуля требуется много сил, времени и средств. Намного проще подстроить уже существующий дом под стиль райта. Для этого необходимо добавить зданию ощущение приземистости за счет установки широкого бетонного карниза. Он также может быть выполнен из полиуретана. Такую конструкцию монтируют на уровне проемов окон по всему периметру строения, а также вверху по краю стен.
Для отделки фасада можно использовать облицовку, которая схожа с рваным кирпичем или диким камнем. Она смотрится привлекательно, но при этом ее установка несложная.
Природные цвета
При выборе цветовой гаммы Райт ориентировался на оттенки, характерные для природной гаммы прерий. В интерьерах преобладают спокойные тона: коричневый, песочный, серый, белый.
На первый взгляд может показаться удивительным, что зеленый цвет используется мало. Но все встает на свои места, если посмотреть на фотографии североамериканских степей: для них характерны именно серо-коричневые ландшафты, где зелень присутствует лишь в виде оттенка.
В целом для интерьеров Райта характерны спокойные лаконичные цветовые решения, подчеркивающие основные стилистические черты интерьера: сегментированность, естественные линии, простоту.
Как сделать проект?
Обычно за проектной документацией обращаются к специалистам, которые предоставляют клиентам стандартные проекты – их примеры можно детально рассмотреть. Иногда заказчик просит не типовой, а индивидуальный проект. Это может быть коттедж, загородный одноэтажный или двухэтажный дом с гаражом и другими постройками на территории. Это и сравнительно небольшие кирпичные постройки, и каркасные строения. Самостоятельно составить проект может человек с опытом проектирования либо являющийся экспертом в смежных с архитектурой областях.
Часто заказчик и проектная компания, строители работают в тандеме. Будущие хозяева могут нарисовать эскиз дома, а специалисты учтут его как пожелание к будущему строительству.
Часто дом строит компания, а вот все внутреннее оформление, дизайн интерьера берут на себя сами хозяева. В таком случае на помощь приходят насмотренность, сформированный вкус, аналитика схожих удачных интерьеров.
Дома, которые меняют жизнь
Вы скажете: попытки сплотить архитектуру и природу характерны не только для манеры, придуманной Райтом. То же, к примеру, проповедовал и модерн. В чем же все-таки неординарность стиля прерий?
Скандинавский дизайн, который также стремится к единству с природой, ставит во главу угла комфорт, функциональность и практичность, модерн – художественность подачи. А строения Райта продолжают ландшафт, черпая из него всё необходимое. Дома прерий вмещают в себе простор и уют, масштабность и лёгкость, скромность и элегантность.
Райт вспоминал, что когда его фирма начала строить жилища, к ним хлынули письма от признательных клиентов. Заказчики благодарили архитектора и утверждали: несуетливая и вольная эстетика домов, спроектированных Райтом, изменила их характер, кардинально повлияла на судьбу.
«Зодчество – это жизнь, — повторял родоначальник стиля прерий. – Во всяком случае, дома должны быть формой, которую жизнь создает».
Планировка комнат
Первое, на чем можно заострить внимание при знакомстве с органичной архитектурой — это целостность планировки и меблировки. Всякий предмет интерьера подбирается так, чтобы подчеркнуть горизонтальность направления
В таких помещениях продумываются панорамные окошки, объемное пространство и завышенные потолки. Благодаря этому строение смотрится наполненным светом. Известно, что Фрэнк Ллойд не признавал маленьких комнат. Поэтому вместо традиционного разделения единого пространства стенками, в домах прерий границы обозначены подсветкой, мебелью и отделкой. Перегородки предусмотрены только для спальных комнат, ванных и санузлов.
Основная идея планировки органичного пространства заключается в разделении методом зонирования с применением различной отделки. Каждый дом непременно включает открытый балкон или даже несколько. Внутренние помещения отличаются простором, а благодаря плавному переходу из одного помещения в другое создается эффект единого непрерывного пространства.