Какая труба под дорогу подойдет для дачи: особенности и материалы


Своевременный и эффективный отвод воды важен не только для фундамента здания или садово-огородного участка. Не меньшую роль дренаж имеет и при обустройстве автомобильных и железных дорог. Весенние паводки, обильные осадки осенью, снег зимой и так далее, легко могут превратить автомобильную трассу в водоем.

Выбираем трубу под дорогу

Решают эту проблему путем монтажа специальных сооружений.

Водопропускной трубопровод

Водопропускная труба является более дешевой и доступной альтернативой моста. Строительство дороги предполагает формирование насыпи. Прокладывать ее приходится в местности разнообразной и с учетом того, что рвы, лощины, луга и так далее весной и осенью превратятся в реки и движение по трассе может быть остановлено. В некоторых случаях для преодоления таких препятствий строится мост.

Однако затея эта дорогостоящая. Поэтому чаще насыпь сооружается обычным порядком, а проблему с отводом талых и дождевых вод решает укладка труб под дорогой.

Размеры их весьма внушительны – от 0,5 до 4 м в диаметр. Поэтому иногда их используют для устройства пешеходных тоннелей. Используются они и как дренажные, но только для отвода воды, а не сбора – перфорация здесь не допускается.

Лучше всего проложить трубу под дорогой во время сооружения насыпи, но допускаются и другие решения.

Процесс укладки труб в канаву под дорогой

Весь процесс состоит из следующих этапов:

  1. Чистка канавы с последующим созданием откосов, ее расширением. Ширина по низу должна быть равна диаметру трубы +40 см.
  2. На дно канавы укладывается геополотно. Это не позволит песку сверху не уходить в нижний грунт.
  3. Подготовка подушки из песка и щебня фракции 20-40. В утрамбованном виде слой должен составлять 10-15 см. плотность подушки должна быть около 95% по Проктору. Это значит, что если вы встанете на этот слой, он не должен проминаться под ногами.
  4. Укладка трубы.
  5. Обратная прослойка из песка или мягкого грунта. Утрамбовка 95% по Проктору. Верхний слой над трубой должен составить не менее 30 см.
  6. Укладка геополотна на подушку.
  7. Засыпка щебня и его утрамбовка.
  8. Изготовление верхней части заезда.
  9. Укрепление откосов георешеткой или бетонированием.

Если труба дренажная под дорогу кладется во время строительных работ и предвидится движение тяжелой техники, то как вариант можно использовать временную укладку дорожных плит сверху.

Преимущества

  • При прокладке водопропускного трубопровода под дорогу насыпь остается целостной, а не разделяется участками с мостом, что обеспечивает более высокую прочность магистрали.
  • Водоотводящий канал можно соорудить и после строительства насыпи, на качестве трассы это не скажется. При смене направления сточных вод или неправильных расчетах устройство водопропускной трубы под дорогой часто оказывается единственным решением.
  • Канал соорудить намного быстрее, чем мост. Это решение не только экономически выгодное, но и самые быстрое.
  • Прокладка труб под дорогу обходится намного дешевле, чем возведение автомобильного или железнодорожного моста. Соответственно общая стоимость строительства понижается.

Назначение трубы для канавы

Разрешить проблему накопления воды и одновременно проезда транспорта через такой котлован поможет укладка в вырытую канаву трубы и оформление над ней ровной поверхности.


Благодаря такой трубе можно существенно улучшить эксплуатационные качества дачного участка

Для того чтобы вода у дачного участка или на нем не скапливалась, принято сооружать конструкцию из широкой трубы, по которой вода будет перетекать из одного участка котлована в другой.

Если участок подъезда к дому просто засыпать грунтом, то вода будет скапливаться и потоком размывать эту насыпь. Чтобы такого не происходило, необходимо обеспечить воде беспрепятственный отток. Для этого принято использовать широкую трубу, которую потом можно засыпать грунтом.

При формировании подобной конструкции необходимо учитывать следующие моменты:

  • Вес транспорта, который будет передвигаться по такому возведению. В случае если у вас имеется грузовой автомобиль или трактор, должно применяться изделие повышенной прочности.
  • Ширина и глубина влияют на определение диаметра, который зависит от объема скопившейся воды. Зачастую это траншея, имеющая глубину 1 м и ширину 2 м.
  • Затраты на строительство насыпи необходимо просчитывать заранее, поскольку они разнятся в каждом отдельном варианте.

При выборе вида конструкции необходимо помнить, что длинное и узкое изделие будет чаще засоряться. Прочистить ее будет трудно.

Бетонные и железобетонные конструкции

На сегодня водоотводные каналы из бетона самые популярные по целому ряду причин.

  • Стоимость – самая демократичная. Армированные, то есть железобетонные, несколько больше стоят, но все равно меньше, чем готовые металлические или пластиковые изделия.
  • Универсальность – бетонные трубы под дорогу можно приобрести готовыми (железобетонные тоже), а можно производить прямо на месте строительства. В тех случаях, когда доставка материалов затруднена или невозможна, водоотводный канал сооружается прямо на участке: строится опалубка, армированная железными штырями, и заливается бетоном.

Такой вариант замедляет темпы строительства, так как бетон долго набирает прочность, но порой является единственно возможным.

  • Прочность – конструкция разрабатывается для укладки под дорогу автомобильную или железнодорожное полотно, поэтому прочность изделия огромна: бетонные водоотводы способны выдерживать землетрясения до 9 баллов. На фото – бетонный водоотвод.

Что такое водопропускная труба

Прежде, чем мы углубимся в параметры и характеристики изделий, давайте уточним, что же представляют собой трубы бетонные дорожные?

  • Водопропускной трубой называют искусственно создаваемое сооружение, основной задачей которого является пропуск безнапорных водотоков, проходящих под насыпями дорог.
  • В зависимости от особенностей местности, подобные сооружения могут устраиваться не только для пропуска воды, но и для передвижения пешеходов, транспорта или перегоняемого скота.
  • Тело трубы, располагаемое в насыпном грунте, собирают из отдельных элементов – звеньев. Именно они и являются основными изделиями, выпуск которых регламентируется стандартом 24547.
  • С двух сторон труба ограничивается оголовками, обеспечивающими беспрепятственный сквозной проход потока воды, и удерживающими земляной откос.


Структура водопропускной трубы

Внимание! Сразу скажем, что бетонные трубы для канавы, которые укладывают в кюветах для отвода воды с участков, либо если нужно сделать водопропуск под заездом во двор – это совсем другие изделия, изготавливаемые по ГОСТ 20054*2016.


Труба железобетонная в канаву


Для заезда во двор можно использовать и полимерную гофротрубу – и цена ниже, и проще установить своими руками

Параметры и типоразмеры

Всего существует 6 типов звеньев, из которых и собирают железобетонные дорожные трубы.

Какие именно — можно видеть в таблице:

Марка изделия и его типоразмерыФорма и сечение звена
  • ЗКЦ

Диаметр изделия устанавливается без учёта толщины стенки (то есть внутренний), и составляет:

  • 500 мм;
  • 750 мм;
  • 1000 мм;
  • 1250 мм;
  • 1500 мм;
  • 2000 мм.

Длина всего в трёх вариантах:

  • 1000 мм;
  • 1500 мм;
  • 2000 мм.


Цилиндрическое звено

  • ЗКЦП

Для этого вида звеньев предусмотрены те же типоразмеры, что и для круглых.


Звено круглое с подошвой

  • ЗКК

Так как это входные элементы водопропускной трубы, их параметры подбираются по промежуточным звеньям.


Конические звенья устанавливаются на входе в трубу

  • ЗА

Типоразмер арочных звеньев устанавливается по внутреннему горизонтальному диаметру. Это:

  • 500 мм;
  • 750 мм;
  • 100 мм;
  • 1250 мм;
  • 1500 мм;
  • 2000 мм.

Длина:

  • 1000 мм
  • 1500 мм
  • 2000 мм.


На фото труба арочной формы

  • ЗО

Типоразмеры овоидальных звеньев такие же, как и у арочных, только здесь учитывается не горизонтальный, а вертикальный диаметр.


Водопропускная труба овальной формы

  • ЗП

В прямоугольных звеньях в расчёт берётся ширина изделия в свету:

  • 1000;
  • 1250 мм;
  • 1500 мм;
  • 2000 мм
  • 2500 мм;
  • 3000 мм;
  • 4000 мм.

Длина в пяти вариантах:

  • 750;
  • 1000;
  • 1500;
  • 2000;
  • 2500.

Обратите внимание: Звенья с прямоугольным сечением обладают наибольшими размерами.


Трубы прямоугольные

Обратите внимание: Иные параметры труб – и не только длина, но и диаметры, могут изготавливаться заводом под конкретный проект.

Прочие характеристики, условия поставки

По несущим характеристикам, звенья для водопропускных труб делятся на 3 группы.

Здесь главным критерием является расчётная высота грунтовой засыпки:

  1. 2 метра;
  2. 4 метра;
  3. 6 метров.

Примечание: При индивидуальном изготовлении труб с нестандартными параметрами, может меняться и их расчётная несущая способность.


Трубы небольшого диаметра могут поставляться в сборе

Звенья с круглым сечением, как правило, поставляют потребителю в уже собранном виде, либо укрупнёнными узлами. В этом случае, остаётся только произвести установку на место. Однако крупногабаритные изделия сложной конфигурации отгружают в виде сборных элементов.

Маркировка

Маркируют их одной либо двумя группами цифр и букв. В первой содержится информация по типу и номинальным размерам звена в сантиметрах. Вторая группа обозначений, которая пишется через дефис, обычно предусматривается для изделий, рассчитанных на особые условия эксплуатации.


Пример маркировки звеньев

В ней зашифрован тип агрессивного воздействия:

  • М – эксплуатация при температурах ниже – 40 градусов;
  • К – кислотная среда;
  • Щ – щелочная среда.

Вторая часть маркировки так же содержит сведения о плотности бетона, из которого изготовлено изделие, и группе его несущей способности.

На заметку: Вообще, ГОСТ допускает маркировку изделий и по собственным стандартам предприятия-изготовителя – тем более, когда производятся нетиповые варианты. Главное, чтобы конструкция звена была подтверждена расчётом, на котором основывается уверенность в безопасности и надёжности будущей трубы.

Пластиковый трубопровод

Появился сравнительно недавно. Пластмассы не относятся к материалам высокой прочности, а армированные изделия отличаются высокой стоимостью. Но современная пластиковая труба гофрированная под дорогу вполне справляется с нагрузкой.

  • Выбираются для этого изделия достаточной жесткости – 14–16 класса. И на самом деле выстроить такую конструкцию без посильного участия бетона невозможно. Водоотводы укладываются на бетонный фундамент – блочный или монолитный, а сверху перекрываются бетонной аркой. Для усиления конструкция армируется металлическими коробами с валунами.

Пластиковый водопропускной трубопровод небольшого диаметра чаще используется в качестве дренажной в частном хозяйстве: на дачах, садово-огородных участках, загородных домах. Если речь идет о прокладке под дорогу с небольшой нагрузкой, полиэтиленовые гофрированные изделия полностью себя оправдывают. Чтобы проложить их под дорогу используются стальные обсады, но стоимость и сооружения, и самих работ все равно остается доступной.

Виды дренажных труб

Выбор дренажных труб целиком зависит от нагрузки, которая будет ложиться на них. Поэтому главные критерии, которым руководствуются, приобретая трубу в канаву:

  • надежность и механическая прочность;
  • вес и габариты.

Кроме того, стоимость трубных изделий, а также их монтажа и транспортировки приходится также учитывать.

Для обустройства водоотведения подходят железобетонные, стальные и пластиковые трубы.

СтальныеПопулярны благодаря приемлемой стоимости и самой продукции, и монтажных работ, и доставки, а также достаточной прочности. Укладку такой трубы легко выполнить своими руками.Единственное слабое место стальных труб — низкая коррозийная устойчивость. Решить проблему можно, используя толстостенные изделия или дополнительное гидроизоляционное покрытие.
ЖелезобетонныеБетонная труба состоит из армирующего каркаса, залитого бетоном. Прочна и надежна, не подвержена коррозии. Вариативность изделий: труба изготавливается различных размеров (в диаметре может быть от 30 до 120 см, с толщиной стенок от 1,4 до 4 см, длиной от 2,5 до 5 м), инертна к химическим соединениям, способна выдерживать высокие и низкие температурные нагрузки, пожаробезопасна. Труба может прослужить до 100 лет.Вес труб — от полутонны до полутора тонн, что затрудняет ее транспортировку и монтаж. Для укладки требуется применение спецтехники. Монтаж такой трубы — дело дорогостоящее.
Пластиковые гофрированныеСырьем для труб служит первичный полиэтилен и высокопрочный полипропилен, в результате получается монолитное прочное изделие. Диаметр таких труб может быть и сравнительно небольшим, и очень большим (диапазон — от 2 до 100 см, размер стенки — 2.2 — 14 см, длина изделия от метра до 6). Труба обладает упругостью, прогибаясь под нагрузкой, и при ослаблении давления она не деформируется, а возвращается в исходное положение. Внешняя оболочка защищает стенки трубы, не утяжеляя ее. Легко монтируется и чистится, а если укладывать ее с уклоном, то чистка не потребуется, гладкие стенки не задерживают твердые примеси и труба самоочищается. Маловесна. Экономична по цене.Боится открытого огня и УФ излучения.

Рекомендуем ознакомиться: Применение металлической гофры для проводки кабеля

Выбор труб во многом зависит именно от финансовых возможностей, поэтому наиболее часто в канаву на въезде укладывают стальные трубы, как наиболее экономически выгодный вариант.

Процедура монтажа

Шаг 1. Дно вырытой траншеи укрывается 15-сантиметровой песчаной «подушкой», что поспособствует более равномерному распределению нагрузок.

Шаг 2. Далее поверх песка уложите разделитель, выполненный из геотекстиля средней плотности. Это, к слову, уникальный материал, имеющий отменные армирующие и фильтрационные характеристики. Именно поэтому альтернатив геотекстиля на сегодняшний день попросту нет. Более детально о геотекстиле читайте здесь.

Шаг 3. Полотно можете не сшивать – просто уложите его с нахлестом в 20 сантиметров. Поверх геотекстиля уложите как минимум 10-сантиметровый слой щебня, который послужит в качестве основания для дренажной трубы. Теперь можно приступать к непосредственному монтажу трубы в траншее.

Гофрированная труба

На сегодняшний день это довольно распространенный материал, который заслужил доверие многих. Он представляет собой изделие (двустенное), имеющее диаметр 200-1000 мм. Толщина стенки варьируется от 22 до 130 мм. Длиной такое изделие бывает 1-6 м.

Здесь слои спаяны монолитно между собой. Сырьем является первичный высокоплотный полиэтилен или полипропилен.

Прочность и упругость рекомендовано проверять нажатием на ребро. У мягкого материала вмятина, которая образовывается, не вернется уже в прежнюю форму по причине наличия обилия разных примесей. Внешний слой гофры является защитным облегченным каркасом, при помощи которого производитель может добиться большей жесткости, а также увеличения толщины стенок, причем без добавления объема необходимого сырья, влекущего к удорожанию.


Гофрированная труба обладает длительным сроком службы

При своей сравнительно малой стоимости гофрированная труба из пластика обладает следующими характеристиками:

  • Легкостью;
  • Стойкостью к окислению;
  • Устойчивостью к деформации;
  • Противостоит большинству химических веществ;
  • На ней отсутствует коррозия;
  • Рабочая температура может колебаться от -35оС до 75оС;
  • Изделию присуща высокая кольцевая жесткость;
  • Срок эксплуатации пластикового изделия — около 50 лет.

Характеристика труб

Итак, первое, на что мы смотрим, так это на прочностные характеристики изделия. Заезд – это та же проезжая часть и вы не можете быть уверенны, что через пару лет во двор не нужно будет загонять груженый КамАЗ и что ваша труба не сомнется под его весом.

А вот пропускная способность является фактором второстепенным. Дело в том, что движение воды в сточных канавах, как правило, сведено к минимуму. Центрального стока у них нет, и все рассчитано на испарение и поглощение влаги грунтом. При таких условиях, задача трубы лишь поддерживать сточные воды на одном уровне по обе стороны от вашей «дамбы».

Но с другой стороны, и слишком тонкую магистраль прокладывать нельзя. Чем меньше диаметр, тем больше вероятность заиливания, да и чистить «мышиный лаз» не слишком удобно.

Оптимальным для большинства случаев считается диаметр в 300-700 мм, больше – не имеет смысла.

Внешние факторы

Но сложнее всего с пресловутыми внешними факторами. Сюда по-хорошему следует отнести и уровень грунтовых вод, и тип грунта, и ежемесячное количество осадков, а так же угол уклона имеющегося спуска и много-много всего остального. Но на практике вам следует отталкиваться только от габаритных размеров траншеи.

В слишком мелкую, большую трубу не затолкаешь, а для настоящего «канала» и «туннель» нужно подбирать соответствующий.

Бюджет

И третьим определяющим фактором, на который не возможно не обращать внимания, при выборе труб является размер вашего же кошелька. Что толку от рекламы сверх прочной цементной трубы, если ни на ее покупку, ни на укладку попросту недостает денег.

Выбирать всегда нужно из доступных вариантов. Это аксиома и никуда ты от ее выводов не денешься.

Выбор труб

И в правду, просто засыпать траншею землей и проложить со всеми удобствами сверху асфальт вам никто не даст. Несмотря на то, что заезд вы будете делать самостоятельно и за свои деньги – это часть улицы, а потому свои решения вам придется согласовывать со СНиП 30-02-97 “Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения”. Очень интересный документ, который таки обяжет вас положить в канаву под заезд трубу, а вот какую, придется хорошенько подумать.

Отталкиваться в таких случаях приходится от трех основных «китов».

  1. Характеристик изделия
  2. Внешних факторов
  3. Имеющегося бюджета

Познакомимся с каждым из них поподробнее.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]