Как производится изготовление арматурных каркасов?

Арматурный каркас для фундамента – металлический каркас, собираемый из арматурных прутьев нужного диаметра. Основной функцией такой основы становится равномерное распределение нагрузки, которое препятствует деформации. Для каждого типа фундамента используется своя форма конструкции. Армокаркас в сочетании с бетоном обеспечивает прочность основания постройки. Он изготавливается промышленно либо собирается на месте. Сделать его самостоятельно поможет подробная инструкция; также важно знать, чем он отличается от других типов, применяется ли сварка при сборке и др.

Какова роль арматурного каркаса

Каркас собирают из гладких или рифленых стальных прутьев различного диаметра. Чаще применяются рифленые – они обеспечивают качественное сцепление с бетоном.

Назначение определяется в зависимости от типа строительства:

  • при проведении монолитных бетонных работ обеспечивает прочность железобетонного основания;
  • при постройке свайного и ленточного фундаментов в ход идут пространственные каркасы;
  • при возведении на небольшой площади, в условиях тесной городской застройки;
  • в целях увеличения прочности конструкции;
  • в целях ускорения процесса монтажа фундамента;
  • для стяжки полов.


Арматурный каркас — очень важная часть при создании прочного и долговечного фундамента
Каркас – несущий «скелет», придающий конструкции жесткость, особенно при создании различных пространственных конструкций. Его прочность зависит от:

  • вида применяемых арматурных прутьев;
  • диаметра прутьев;
  • количества используемых прутьев;
  • метода скрепления.

Решающее значение имеет диаметр арматуры, поскольку от него зависит прочность. Наибольшее распространение имеют стержни диаметром 12 миллиметров, то есть А-12. В малогабаритном строительстве применяют А-13.

Важные правила вязки арматуры и основные СНиП

Перед тем, как вы начнете расшивать арматурой или проволокой ваш будущий фундамент, нужно примерно расчитать нагрузку на него, чтобы определиться, прут какого сечения понадобится. Точно знать не нужно, так как всегда берут с запасом. К примеру, при постройке временной металлоконструкции с весом стен до 400 кг/1 м2, можно использовать арматуру диаметром 8 миллиметров. При постройке гаража из шлакоблока со стенами до 3 метров в высоту используют прут с сечением 12 миллиметров. Если же вы строите двухэтажный коттедж, то расшивать уже придется более серьезным металлом – диаметр 14-18 миллиметров.

Конечно, можно отдать этот проект для расчетов опытным специалистам, которые позволят сэкономить и подберут минимально допустимое значение, но если несколько тысяч рублей не играют большой роли – возьмите с запасом. Часто возникает желание достроить этаж с мансардой или сделать многоуровневую тяжелую крышу – основание должно быть обязательно готово к такому «повороту событий». Существует несколько СНиП, которые регулируют изготовление данной конструкции. Рассмотрим их подробнее.

  1. СНиП 7.3.4 гласит, что минимальное расстояние между двумя вертикальными стержнями должно быть не меньше, чем сечение самого усиления, а лучше в 2-3 раза больше. Максимальное значение не указывается, так как оно выбирается уже персонально для каждого проекта, зависит от способа кладки, наличия уплотнителя, марки цемента, качества заполнителя и других факторов.
  2. СНиП 7.3.6. Расстояние между двумя параллельными продольными стержнями должно быть не более 40 сантиметров. Чем больше нагрузка на основание, тем меньше будет это расстояние. Минимальное расстояние для ленточного фундамента – 10 сантиметров при диаметре арматуры в 14 мм.
  3. СНиП 7.3.7 регулирует шаг поперечной арматуры. Следует принимать значение не более половины рабочей высоты сечения, но, ни в коем случае, оно не должно превышать 30 сантиметров.

Придерживаясь этих СНиП, армирование у вас получится по «книжным нормам». Но существует несколько правил, которые были разработаны специально строителями для облегчения процесса установления фундамента. Эти рекомендации проверены временем и позволят существенно повысить физико-механические свойства вашего сооружения, а также немного сэкономить на приобретении материалов.

  1. Нельзя сваривать между собой арматуру. Нагревание металла существенно ухудшает его свойства, а вот прочные соединения там вообще ни к чему – они держатся за счет бетона, а не металла, который вы будете наплавлять часами.
  2. Арматура подвергается коррозии, поэтому нужно углубить ее со всех сторон в бетон, чтобы она служила десятки лет. По бокам металл должен «уйти» в бетон на 8 сантиметров как минимум, снизу на 10, сверху на 10.
  3. Нельзя на углах делать перекрестные соединения, пруты не должны пересекаться перпендикулярно, лучше взять и выгнуть металл необходимой формы, чтобы следующий стык был не ближе чем 100 сантиметров от угла. На них всегда попадает самая большая нагрузка, а соединение на коротком отрезке участка не даст нужную прочность.
  4. Углы должны дополнительно усиливаться поперечинами и вертикалями. Очень часто в народе просто делают расшивку «крестиком», полагая, что масса будет опираться, почему то, именно на сам стержень. Но такая вязка арматуры для основания просто недопустима, ведь у вас получатся 2 отдельных блока, которые не будут иметь между собой никакой связи. Толку от этого действия ровно 0.0%. Нужны П-образные и Г-образные усиления на углах и на первых от них поперечинах.

Мы разобрали основные правила, как сделать качественное армирование фундамента, схема к которому располагается ниже. Теперь можно переходить к поэтапному возведению этой конструкции и разбирать все нюансы более подробно.

Выбор каркаса в зависимости от типа фундамента

Каркас выбирают, ориентируясь на тип возводимого фундамента:

  1. Плитный фундамент. Применяется плоская конструкция из 2 сеток. Они монтируются на расстоянии, равном площади будущего фундамента.
  2. Свайный фундамент. При буронабивной разновидности свайного или свайно-ленточного фундамента используется схема из 3-4 арматурных прутьев, скрепляемых хомутами. Часто применяются готовые каркасы промышленного производства.
  3. Каркас из арматуры для ленточного фундамента. В большинстве случаев применяется конструкция в 2 пояса. При минимальных навыках строительства монтаж проводят самостоятельно.


Бетон выполняет функцию противодействия сжатию, а арматурный каркас берет на себя все растягивающие нагрузки и различные деформации
Арматурные каркасы могут быть произведены на заказ промышленным способом либо смонтированы своими силами. При возведении многоэтажного или другого крупномасштабного строительства рационально использовать готовый. Это значительно сэкономит время и силы.

Технологический процесс армирования


Установка опалубки для обустройства армированного каркаса ленточного основания
Сначала устанавливается опалубка, внутренняя поверхность покрывается пергаментом или рубероидом.

В грунт траншеи вбиваются арматурные прутья расчетной длины и диаметра 10 мм. Прутья могут использоваться гладкие. Шаг между вертикальными прутьями составляет 400 − 600 мм.

На дне устанавливается подставка, на которую улаживают несколько рядов горизонтальных прутьев. Верхний и нижний ряды соединяются продольными перемычками и связываются между собой проволокой или стяжками.

При возведении каркаса нужно четко придерживаться допустимого расстояния до поверхности фундамента. Всегда должен быть запас бетона, который закроет концы прутьев и предотвратит коррозийные процессы внутри основания.

После установки каркаса нужно на дне траншеи предусмотреть вентиляционные отверстия и всю конструкцию залить бетоном.

Разновидности арматурных каркасов

Существует 2 основных типа арматурных каркасов:

  • плоские; собираются из продольных и поперечных стержней, скрепляемых вязальной проволокой;
  • пространственные; имеют три размера: длину, ширину и высоту.

Классификация по методу сборки:

  • собираемые вручную, при помощи проволоки и специального крючка;
  • изготавливаемые с помощью сварки;
  • изготавливаемые автоматизированным методом – с помощью вязального пистолета.

Вид и размер определяется индивидуально в зависимости от технологических условий.

Особенности арматурного каркаса для ленточного фундамента

Этот каркас широко применяется при разных типах строительства. Перед сборкой важно помнить:


Арматура с ребристой поверхностью обеспечивает максимально качественное и прочное сцепление с бетоном

  • высота каркаса больше, чем ширина;
  • применяется исключительно гибкое соединение проволокой или пластиковыми хомутами;
  • важно продольное растяжение.

Арматурный каркас для ленточного фундамента собирают прямо на месте или, если не позволяет площадь траншеи, отдельно.

Каркас для плитного основания

Конструкция плоского каркаса плитного основания подразумевает наличие двух сеток. Они образуют монолитное основание из ребристых стержней диаметром от 12 до 14 миллиметров.

Технологические особенности:

  • площадь арматурной основы равна размерам фундамента;
  • соединение осуществляется перемычками из уголков или пластиковых труб.

При таком армировании каркас обеспечивает равномерное распределение нагрузки.

Армирование свайных оснований

Армирование свайных оснований подразумевает металлическую оплетку свай. Длина прутьев арматуры превышает длину буронабивной сваи, что необходимо для создания выпусков.


Диаметр используемых прутьев — очень важный фактор, влияющий на долговечность всей постройки

Технологические нюансы:

  • количество арматурных прутов зависит от диаметра свайной основы;
  • соединение осуществляется металлическими хомутами треугольной или округлой формы.

Конструкция буронабивных свай стандартная, чаще применяются готовые каркасы.

Несущие сетки

Эти сетки размещаются на участках с изгибаемыми элементами, перпендикулярно относительно действующих нагрузок. Они формируются из поперечных и продольных распределяющих стержней. При необходимости использования подобных сеток, проще всего приобрести уже готовые сварные плоские каркасы, унифицированных размеров. Такие сетки различаются шагом и диаметром стали, позволяют выбрать именно то, что нужно для конкретного объекта и значительно уменьшить объем работ с арматурой.

Как сделать монтажные кольца своими руками

Арматурную основу при минимальных строительных навыках нетрудно сделать самостоятельно, что целесообразно, если речь идет о строительстве частного дома или хозяйственных построек.

Изготовление арматурных каркасов для ленточного фундамента предусматривает следующую технологию:

  1. Укладка поперечных стержней. Их длина на 10 миллиметров меньше, чем ширина фундамента.
  2. Укладка двух рифленых стержней в продольном направлении. Все соединения скрепляются вязальной проволокой. Получается нижняя часть каркаса.
  3. Установка вертикальных стержней в местах соединения. Их высота на 10 сантиметров меньше основания.

По такой схеме изготавливают верхний пояс арматурной основы.

Каркас из арматуры устанавливается в котловане. Под него укладывают прокладки из отрезков ПВХ-труб.


Вязка прутьев арматурного каркаса имеет большое значение для прочности и долговечности всего основания здания

Изготовление армокаркасов плитного фундамента включает:

  • отдельную сборку нижнего и верхнего контуров (применяются рифленые прутья, изготовленные горячекатаным методом);
  • соединение верхнего контура с нижним перемычками из прутьев;
  • установку готового каркаса на плиту с помощью металлических подставок-«грибков».

Вертикальные прутья соединяют с горизонтальными при помощи вязальной проволоки. Жесткое соединение при помощи сварки не используется.

Сварка каркасов из арматуры применяется при изготовлении свайного фундамента:

  1. Каркас буронабивного фундамента собирают из 2-4 прутьев нужного размера.
  2. Прутья устанавливаются вертикально, скрепляются хомутами различной формы.

Способы соединения элементов

Части каркаса соединяются между собой с помощью двух способов.

  1. Варка – самый распространенный способ соединения типовых конструкций, применяется и для масштабных изделий и для небольших. Может выполнять как специалистом, так и специальными сварочным машинами, обеспечивает высокую прочность соединений, в результате чего не происходит смещение рабочих элементов.
  2. Вязка – выполняется с помощью проволоки диаметром 1 мм вручную. Применяется для соединения небольших конструкций, когда сварка экономически невыгодна, стержней из несвариваемой стали, также в труднодоступных для сварки местах и узлах и в частном домостроении для нетиповых конструкций, где в качестве арматуры выступают отходы металла.

Рекомендации

Армопояс для фундамента – металлическое сооружение, принимающее на себя возникающие нагрузки и деформации. При его изготовлении помогут технологические рекомендации:

  • как сделать армопояс по газобетону;
  • какую сетку использовать для стяжки;
  • какая маркировка арматуры применяется при изготовлении;
  • что такое мраморный бетон;
  • какие бывают муфты для соединения арматуры;
  • что такое пластификатор, и зачем он нужен.

Вязание элементов каркаса в зависимости от условий проводится непосредственно внутри опалубки либо в другом месте строительной площадки.

Сфера применения

Плоские применяют для армирования линейных конструкций: балок над проемами, оконных и дверных перемычек, прогонов, плит, и других. Основное преимущество в том, что все они обретают дополнительную прочность без особого утяжеления.

Пространственные каркасы используют для армирования больших объемных конструкций: колонн, тяжелых балок, ригелей, монолитных фундаментов. А также нашли применение в буронабивных сваях, так как на определенных строительных площадках не разрешается использование забивных.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]