Что нужно знать о домашнем кинотеатре. Часть третья. Расставляем колонки правильно

Если вы мечтаете о просмотрах фильмов, которые впечатлят ваших гостей, позаботьтесь о качественном звуке. И дело не только в оборудовании, хотя это тоже очень важно. Ещё более важным является расположение динамиков домашнего кинотеатра.

Чтобы звук идеально доходил до ушей аудитории, сначала подумайте, как он действует как физическое явление. Только тогда вы поймете влияние вышеупомянутого аспекта организации собственного кинотеатра на опыт зрителей.

Каждый звук, на самом деле, является волной. В зависимости от того, насколько громкий и мощный издаётся звук, форма волны будет иметь разные свойства, особенно с точки зрения длины и частоты. Когда волна встречает препятствие, она преломляется или отражается. В обоих случаях звук искажается, а это означает, что когда он достигает ушей, он не совсем соответствует тому, что отправил источник.

В идеальной обстановке расстояние между колонками домашнего кинотеатра должно быть отрегулировано так, чтобы звуки напрямую доходили до зрителя.

Такую ситуацию можно найти в профессиональных кинозалах, которые идеально подготовлены для обеспечения наилучшего звучания. В квартире или доме ситуация немного сложнее. Обдумывая, как разместить динамики домашнего кинотеатра, учитывайте всевозможные препятствия: мебель, окна и двери. Ситуация со звукоизоляцией стен также может быть немного проблемной, так как она будет создавать дополнительные искажения в звуковых волнах.

При крайне неадекватной настройке домашнего кинотеатра вы столкнетесь с головными болями и едва слышным размытым диалогом в фильмах.

Выбор расположения сабвуфера в комнате на слух

Данная процедура производится после подключения и настройки всей системы. Ставьте сабвуфер по очереди в разных местах комнаты, включайте запись с хорошим басом и слушайте, находясь в зоне зрительских мест. Когда бас будет наиболее разборчивым и не гудящим – это и есть оптимальная для сабвуфера дислокация. Другой метод называется «от обратного». Сабвуфер размещается там, где будут находиться зрительские места, а инсталлятор начинает перемещаться на четвереньках вдоль стен помещения. Как только обнаружится область, где бас будет звучать наиболее чисто и разборчиво, – туда и можно поставить сабвуфер. Если он в системе один, обратите внимание в первую очередь на область рядом с одной из фронтальных колонок. Сабвуфер должен находиться в 20-30 см от стены, но в углу.

Как правильно расставить колонки домашнего кинотеатра в помещениях

Размер помещения и его геометрия — основные параметры, которые следует учитывать при установке акустической системы. Стандартным и наиболее подходящим вариантом станет комната прямоугольной формы. В таком случае можно разместить экран телевизора или проектора около длинной стены. Желательно, чтобы на потолках отсутствовала выступающая рельефная отделка, которая вызывает искажение звуковых волн. Идеальная площадь помещения для домашнего кинотеатра должна превышать 35 м². Важно сохранение оптимального расстояния между креслами зрителей и фронтальными динамиками.

В помещении обязательно должны быть установлены двери. Это позволяет избежать посторонних звуков, создать замкнутую цепочку для распределения звука. Предотвратить дополнительный шум и вибрацию поможет мягкая обивка на внутренней части двери. При правильной настройке домашнего кинотеатра устройство обеспечивает не только прекрасное качество воспроизведения, но и громкий звук. Именно поэтому желательно использовать звукоизоляционное полотно, которым оклеиваются стены.

Важно знать, как правильно расставить колонки домашнего кинотеатра и сохранить отражение звука. При размещении оборудования необходимо учитывать одну особенность: при падении на поверхность звук будет отражен под углом падения. Некоторая часть будет поглощена, а остальная пройдет через имеющееся препятствие. Таким образом достигается знаменитый эффект объемного звучания. При постоянном отражении от стен волны постепенно начинают затухать, становятся слабее и исчезают. В процессе отражения от препятствия сигналы доходят до слушателя с опозданием на несколько миллисекунд. Получается эффект неравномерного, объемного звука.

Тип и размещение тыловых АС

Одно из основополагающих правил выбора акустики – однородность. Подразумевается, что все основные колонки многоканальной системы (сабвуфера это не касается) должны принадлежать к одной серии одного производителя. Тем не менее условия инсталляции часто вносят свои коррективы. Бывает, что отсутствует возможность поставить зрительские места (кресла или диван) на расстоянии хотя бы одного метра от задней стены. И если сложилась именно такая ситуация (что нежелательно), единственный способ обеспечить более-менее корректное окружающее звучание – использование настенных АС с корпусами малой глубины. Они должны быть смонтированы на высоте примерно 2 метра от пола и по возможности ориентированы немного в сторону зрителей. Далее производится коррекция настройками ресивера. Также высокое расположение тыловых настенных АС имеет смысл применять при необходимости озвучить зрительские места в несколько рядов. Наглядные примеры того, как реализуется подобная схема, вы можете увидеть в любом современном коммерческом кинотеатре. Если же мест 2-3 и они установлены в один ряд, то для озвучивания тыловых каналов прекрасно подойдут более доступные и обладающие более полновесным звучанием корпусные колонки полочного типа на высоких подставках или на настенных кронштейнах. Они должны располагаться чуть выше голов зрителей, на расстоянии минимум 1,5 м (лучше – дальше) от них.

Каково идеальное расположение экрана?

В идеале экран должен быть расположен прямо напротив, с центром практически на уровне глаз с основной позиции просмотра. Отклонение от горизонтальной или вертикальной оси на 10-30 градусов на качество не сильно влияет, да и у современных экранов углы обзора широкие, рассчитанные на просмотр большой компанией. Обычно условия диктует комната, и поэтому нужно думать над посадочными местами, выбирая саму мебель и ее расположение так, чтобы исключить боль в шее и прочий дискомфорт в течение длительного просмотра.

Очень часто такую проблему создают экраны, которые вешают над каминами — они в итоге расположены слишком высоко для большинства моделей диванов, из-за чего приходится задирать голову вверх. Однако если чаще всего вы смотрите на экран, развалившись на диване, такое решение может оказаться удобным. В этой ситуации можно даже добавить второй ряд из высоких стульев, расположенных за основным диваном возле бара или стола, что вполне часто встречается в совмещенных кухнях/гостиных.

Если же вы используете проектор, а не телевизор, то угол обзора может быть более неудобным. Найдите такое место, в котором вам не придется задирать голову.

Выбрать 5.1 или 7.1?

Этот вопрос всё менее актуален, а с приходом Blu-ray и HD DVD «в каждый дом» совсем потеряет актуальность: для новых форматов 7.1 является стандартом де-факто. Однако в некоторых случаях 5.1 бывает предпочтительнее. Например – в небольших комнатах, в которых установленные под углом 110 градусов тыловые колонки будут располагаться дальше от ушей зрителей, чем боковые и тыловые по схеме 7.1. Значит, и окружающее звучание будет более объёмным за счёт лучшего рассеивания звука, несмотря на меньшее количество каналов в системе.

Каковы лучшие настройки телевизора для просмотра динамичного контента, вроде спорта?

Скорее всего у вашего телевизора есть режим «спорт», и я бы начал с него. Настройки такого режима очень сильно разнятся от модели к модели. Например, проработка краев на некоторых устройствах работает хорошо, а на других ей нужно несколько кадров для того, чтобы войти в строй. Для художественных фильмов это нормально, но в спортивных трансляциях бесит.

Многие телевизоры могут создавать промежуточные кадры, используя «предсказывающие» алгоритмы: чаще всего такой процесс называют интерполяцией кадров. Если ваша модель умеет создавать такие кадры хорошо, то выглядеть трансляция будет менее «кристаллически» и грубо. Однако может получиться и эффект «мыльной оперы». Некоторые телевизоры симулируют эффект затухания люминофора в этих промежуточных кадрах, знакомый по ЭЛТ-телевизорам и плазмам, и он выглядит симпатично.

Выбор мебели

При выборе мебели главный фактор – комфорт. В данном вопросе большинству людей важна не столько похожесть на настоящий кинотеатр, сколько удобство. Поэтому выбирать нужно на своё усмотрение, с учётом личных пожеланий. Кто-то любит посидеть за просмотром фильма в мягком кресле, а кто-то – полежать на диване. Диван особенно удобен для экономии места, если создан домашний кинотеатр в маленькой комнате. Обязательно придавайте значение комфорту, иначе выйдет так, что смотреть кино в прекрасно обустроенном помещении неудобно. Оформление помещения – важнейший аспект создания зоны домашнего кинозала. Уделите внимание цвету пола, потолка, стен и всем факторам, перечисленным ранее. Из этого складывается качество звука, впечатление от просмотра и общее настроение. Создавая себе кинотеатр, учитывайте всё до мелочей.
Остались вопросы? Напишите или позвоните по телефонам, указанным на сайте. Вам оперативно ответит эксперт.

Как влияют на качество звука параметры комнаты?

Эксперты считают, что оптимальным размером помещения под домашний кинотеатр является площадь от 20–30 кв.м, а самое высокое качество звука получается в комнатах неправильной формы – с непараллельными стенами, ломаной линией потолка, двухуровневым полом. Кроме того, такие параметры, как длина, ширина и высота помещения, не должны быть одинаковыми, иначе звук будет искажаться.

В этой ситуации проще всего тем, кто купил жилье со свободной планировкой, – специально под домашний кинозал можно сразу построить шести- или восьмиугольную комнату, позволяющую разместить все колонки вокруг центра прослушивания по окружности. Владельцам квартир с типовой планировкой будет сложнее, поскольку в современных новостройках столь нестандартные комнаты встречаются редко. Однако параметры помещения легко подкорректировать в процессе ремонта.

Наиболее распространенный прием – изменение конфигурации помещения с помощью навесных потолков и гипсокартонных стеновых панелей. Делая потолок для домашнего кинозала, направляющие устанавливаются в два раза чаще, а гипсокартон кладут в два слоя, вплотную друг к другу, заполняя места соприкосновения гипсокартона и направляющих тонкими резиновыми прокладками. В местах примыкания несущего каркаса к стенам и потолку используются вибропрокладки. Капитальная стена также обшивается двойным слоем гипсокартона, затем на него накладываются деревянные панели, а в проемы вставляется минеральная вата плотностью 30–40 кг/куб.м.

Большинство кинолюбителей и меломанов останавливаются именно на этом варианте, поскольку он не слишком сложен в исполнении и достаточно бюджетный. В любом строительном магазине можно недорого приобрести гипсокартон (в среднем один лист стоит от 180 до 300 руб.) и минеральную вату (стоимость одной упаковки материала объемом 0,288 куб.м, как правило, не превышает 385 руб.). Монтаж потолка в среднем оценивается в 590 руб./кв.м, облицовка стен стоит примерно 350 руб./кв.м.

Однако истинным ценителям качественного звука такой способ акустического тюнинга вряд ли подойдет. Дело в том, что на низких частотах неизбежно возникает резонанс гипсокартонных панелей, а это приводит к ослаблению басовых нот. Поэтому тем, кто стремится получить идеальное звучание, целесообразнее воспользоваться специальными потолочными конструкциями, предназначенными для эффективного отражения низкочастотных звуков, а также стеновыми акустическими панелями, выполненными из стекловолокна, благодаря которым басы звучат полнее и мощнее, лучше различаются средние и высокие частоты, отсутствует эхо. Однако тут придется изрядно потратиться. Комплект из четырех стеновых панелей размером 12,96 кв.м стоит от 1,7 до 12 тыс. руб., бывает и значительно дороже, но хорошее звучание того стоит.

О пользе зеркал и вреде отражений

Во время всех манипуляций с акустическими системами важно помнить, что самые большие неприятности обычно доставляют хорошо отражающие звук поверхности большой площади, особенно, когда они расположены симметрично. Именно поэтому студии звукозаписи и концертные залы высокого класса не имеют прямых углов и параллельных стен, а потолки их сформированы панелями сложной формы, работающими, в зависимости от конкретной задачи, на поглощение или рассеивание звуковой энергии.

Применительно к нашей ситуации, «настройка комнаты» может включать три этапа. Сначала определяем уровень реверберации (самый простой способ — громко хлопнуть в ладоши и внимательно вслушаться в реакцию помещения). Слишком звонкие комнаты встречаются куда чаще, чем переглушенные. Для корректировки сгодятся любые звукопоглощающие материалы и объекты: мягкая мебель, плотные занавески, картины и книжные полки на стенах (ни в коем случае не застекленные), и даже большие плюшевые игрушки. Если же звук от хлопка исчезает чуть ли не раньше, чем вы свели ладони, значит с элементами украшательства и комфорта явный перебор, и от некоторых из них неплохо бы избавиться.

Этап второй — борьба с ранними отражениями. Тут отлично помогает ковер на полу (чем толще, тем лучше), и потолок, облицованный звукопоглощающими плитками (отлично работает и натяжная ткань). Компромиссный вариант: декоративный коврик непосредственно перед колонками. Не забудьте и про стены, вместо картин на них лучше разместить специальные звукопоглощающие панели, некоторые из которых выглядят вполне стильно и симпатично. Оптимальное место для размещения поглощающих элементов найти не сложно. Приложите к исследуемой поверхности зеркало или лист зеркальной пленки и перемещайте до тех пор, пока сидящий в месте прослушивания не увидит в нем отражение динамиков. Ну а поскольку угол падения равен углу отражения, в данной области и нужно располагать звукопоглощающий материал.


Пример эффективного размещения звукопоглощающих панелей

В финале еще пара слов об укрощении басов. Эффективный способ борьбы с их избытком, неравномерным распределением и характерным бубнением — размещение в углах (иногда и вдоль стен тоже) акустических ловушек — цилиндрических конструкций, поглощающих энергию низкочастотных колебаний. Для их установки не придётся затевать ремонт, однако нужно быть морально готовым к появлению в комнате ещё нескольких громоздких объектов.

Установка

Собрать и установить все компоненты кинотеатра под силу не каждому — этот процесс состоит из нескольких этапов. Неподготовленный человек просто потеряется в обилии проводов и блоков усиления, и запутается, куда надо установить все имеющиеся колонки от акустической системы.

Многое зависит от кубатуры помещения — установить аудиосистему со всей массой колонок в небольшой по габаритам комнате весьма непросто. Для улучшения акустики необходимо присутствие в помещении множества шумопоглащающих предметов от плотных штор до мягкой мебели. Специалисты предложат сделать небольшую коррекцию акустических свойств комнаты. Поверьте, все затраты на профессионалов окупятся высочайшим качеством звучания.

Технические требования к тыловым аудиосистемам

Тыловые аудиосистемы не отвечают за качество звучания, а создают некий пространственный эффект. Поэтому их частотный диапазон и чувствительность могут быть меньшими, чем у фронтальных систем. Однако количество тыловых колонок должно быть таким, чтобы у основной акустической системы не осталось незадействованных каналов. Например, если фронтальная АС использует кодек Dolby Digital, количество каналов у которой 5.1, можно использовать одну тыловую АС Polk Audio FXi A4 из двух колонок. А если число каналов 7.1 – кодек Dolby Digital Plus, то число колонок увеличивается до четырех.

Тыловые биполярные колонки

Немаловажное значение имеет и конструкция самих звуковых излучателей. Они бывают трех типов:

  1. Монополярные – когда все динамики находятся на одной панели и ось распространения звука у них одна и та же.
  2. Биполярные – динамики на двух разных плоскостях.
  3. Диполи – конструктивно похожи на вторые, но динамики работают в противофазе.

Монополярные колонки обеспечивают максимальное качество воспроизведения, звучание из них самое четкое, точечное. Поэтому для тыловых аудиосистем они не подходят. Биполярные создают пространственный эффект, а диполи – диффузию звукового поля, близкую к естественному шуму. Вот именно эти колонки лучше всего подходят для тыловых. Аудиосистемы, имеющие режим работы в противофазе, имеют в своем модельном индексе литеры FX. Компания Monitor Audio (Великобритания) выпускает высококлассные акустические системы hi-fi, колонки которых можно переключать из режима биполярного в диполь и варьировать звуковые эффекты.

Каковы лучшие настройки звука для просмотра спортивных трансляций?

Выкручивайте на полную! Если вы построили сетап в соответствии с моими советами, то трансляция должна быть хорошей. Большинство процессоров и ресиверов оснащены различными эффектами, среди которых встречается и «стадион», и в хороших системах в таких эффектах нет необходимости, но на импровизированном коллективном просмотре они могут и улучшить звучание.

В частности, баскетбол изобилует четкими перкусионными верхами, широко расположенными в пространстве. Некоторым все эти скрипы кроссовок и мячей о глянцевый пол кажутся слишком противными, и для таких слушателей нужно немножко смягчить верха.

Стилизация интерьера

Интересным дизайнерским решением будет стилизация помещения.


Комфортабельная мебель – залог уюта и удобства всех зрителей.


Для обустройства этой зоны остановите свой выбор на широких диванах или креслах с длинным сидением.

Можно немного пофантазировать и создать свою концепцию или воспользоваться одной из существующих идей:

  • Совмещение с библиотекой;
  • Создание сценического пространства;
  • Фильмы под открытым небом;
  • Голливудский стиль;
  • VIP-зона;
  • Вселенная любимого фильма.


Перед посадочными местами желательно разместить столик, чтобы зрителям уютного кинотеатра было удобно брать напитки и снеки.


Мягкие одноместные кресла с высокими подлокотниками подойдут тем, кто не терпит нарушения личного пространства.

Небольшие хитрости в интерьере комнаты позволят создать комфортное пространство для просмотра любимых видео. А дизайнерское воображение может перенести вас в любой уголок мира или погрузить в атмосферу любимого жанра в кинематографе.


Внешний вид мебели зависит исключительно от стилевого направления, в котором декорирован кинозал.


Любые трудности стоят того, чтобы иметь возможность наслаждаться любимыми лентами в любое время суток у себя дома.

Смотрите такжеКонцепция архитектуры и внутренний дизайн жилого интерьера

Различные рекомендуемые соотношения

Было проведено бесчисленное количество исследований соотношений для лучшей акустики в комнате. Существует так много разных вариантов, что решить, какой из них «правильный», может быть чрезвычайно сложно. Я собираюсь порекомендовать три соотношения «золотой комнаты», разработанные и исследованные LW Sepmeyer. Обратите внимание, что эти соотношения основаны на высоте комнаты!

Золотые соотношения комнат LW Сепмейера

Эти соотношения были разработаны путем изучения длины волны низкочастотного звука и его реакции в помещениях разного размера. Комната с одним из этих соотношений с большей вероятностью будет лучше передавать низкие частоты с меньшими акустическими проблемами.

Я объясню это подробнее ниже, но сначала я приведу несколько примеров размеров комнаты с использованием вышеуказанных «золотых соотношений».

Соотношение А

Пример 1: Высота 8 футов = 8 x 9,12 x 11,12 с кубическим объемом 811,32 фута³ Пример 2: Высота 10 футов = 10 x 11,4 x 13,9 с кубическим объемом 1584,6 футов³

Соотношение B

Пример 1: Высота 8 футов = 8 x 10,24 x 12,32 с кубическим объемом 1009,25 футов³ Пример 2: Высота 10 футов = 10 x 12,8 x 15,4 с кубическим объемом 1971,2 футов³

Соотношение C (гораздо большие комнаты)

Пример 1: Высота 8 футов = 8 x 12,8 x 18,64 с кубическим объемом 1908,74 футов³ Пример 2: Высота 10 футов = 10 x 16 x 23,3 с кубическим объемом 3728 футов³

Примеры тыловых аудиосистем

Относительно дешевой тыловой аудиосистемой окружающего звука является АС Polk Audio FXi A4. Она оснащена драйвером СЧ/НЧ диаметром 133 мм с полимерным диффузором и двумя твитерами 25,4 мм, купола которых выполнены из шелково-полимерного композита. Рабочий диапазон от 60 Гц до 20 кГц, чувствительность 88 ДБ. Есть возможность переключения из режима диполя в биполярный. Совместима с фронтальными АС формата 5.1, а для работы с 7.1 нужна еще одна пара динамиков. Колонки можно располагать можно на стене, на полке или на потолке.

Купить тыловую аудиосистему можно во многих интернет-магазинах, при этом не стоит гнаться за самыми продвинутыми и дорогими моделями. Если вы подойдете творчески к ее размещению и не поленитесь экспериментировать со звуком, то получите эффект полного погружения в мир экранного действа.

Пролог.

Естественно, что старая мебель может и не подойти к новому помещению. Тогда её просто меняют на ту, которая делается на заказ или покупается уже под отремонтированное помещение. Ну всё, купили и поставили мебель, повесили занавески, расстелили ковер на полу и расставили дизайнерские аксессуары по всем предназначенным местам. Вот и телевизор висит на стене. Теперь можно и за музыкальную систему браться, дошла очередь и до неё.

Распаковали свои старые колонки, поставили CD-проигрыватель и усилитель на тумбочку под телевизором. Колонки поставили по углам – а больше места для них и нет. Пришло время послушать свои любимые записи. Садимся на диван, включаем, слушаем. А звук – как бы чужой! Не тот привычный, что был раньше, хотя и раньше может был “не фонтан”. И “гудит” где-то, и “давит на уши”, и “бубнит”. А хочется чтобы звук разливался красиво и приятно, как и должно быть.

Но нет. Придется изучить вопрос о правильной расстановке акустики в помещении. Это очень сильно влияет на звук из колонок и звуковую картину в целом. Конечно, жилая комната – не специальное помещение для звукозаписи, где практически всё предусмотрено для качественной работы колонок. Но хотелось бы получать удовольствие от прослушивания своих любимых пластинок, кассет и прочего, а не мучиться от “корявого” звука.

Потому разберем основные, важные моменты, от которых зависит правильное, корректное воспроизведение звука имеющейся акустики. Может для многих – это уже пройденный этап. Но статья рассчитывается на тех, кто не знал про это (но имел проблемы такого рода), кто не сильно задумывался ранее, а теперь озадачился. И в основном, эта информация будет полезна начинающим меломанам, чтобы услышать тот звук из своих колонок, который заложен на заводе (хотя и на заводе закладывают не всегда хороший потенциал). Про доработку они пока и не задумываются, но всё когда-то случается. :))

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]