Теплоноситель для системы отопления – вода, тосол, антифриз, незамерзающая жидкость: плюсы, минусы, выбор, ТОП-10, заливка

Как бы ни усердствовали ученые и инженеры в поиске альтернативных жидкой среде накопителей и передатчиков тепла от источников к конечным точкам теплообмена, достойной замены жидкой среде до сих пор не появилось. Водяные отопительные системы еще долго будут оставаться наиболее распространенными, поскольку они практичны и достаточно эффективны. Водяными они называются условно, хотя правильнее было бы называть их жидкостными, ведь в роли теплоносителя в них используется не только вода, но и другие виды жидких субстанций.

Что такое теплоноситель, требования, свойства

Теплоноситель – это подходящее под ряд эксплуатационных требований жидкое вещество, способное эффективно передавать тепловую энергию с контура отопительного котла на батареи в помещении. В упрощенном виде принцип его работы заключается в следующем алгоритме:

  • Поток вещества омывает нагревающий контур отопительного котла.
  • Приобретая заданную температуру, далее он переходит по трубам к приемникам – радиаторам.
  • Соприкасаясь с внутренними структурами батарей, тепловой агент охлаждается и передает тепло стенкам прибора, которые в свою очередь отдают его окружающему пространству.
  • Охлажденный теплоноситель, покидая радиатор, возвращается во обратной магистрали к отопительному контуру и цикл повторяется.

При этом далеко не любая жидкость может использоваться в качестве теплоагента.


Схема автономного отопления дома Источник survival.com.ua

Требования

Для успешного и безопасного применения, жидкое вещество должно соответствовать следующему ряду требований:

  • Способность быстро и полноценно набирать, переносить и отдавать тепло – что соответствует высокому значению показателя теплоемкости.
  • Нейтральность или минимально возможная химическая активность с контактирующим материалом – оборудованием, трубами, радиаторами и уплотнительными элементами.
  • Широкий диапазон рабочей температуры – как в области нагрева, так и в зоне охлаждения. В идеале жидкость для отопления не должна быстро закипать и переходить в парообразное состояние при стандартных показателях работы котла. Также она не должна густеть или полностью кристаллизоваться при охлаждении намного ниже 0 °C и приводить к разрушению оборудования системы зимой.
  • Отсутствие в составе растворенных компонентов, способных выкристаллизовываться при постоянном нагреве жидкости. Так как они могут откладываться в виде нерастворимых наростов на стенках труб, радиаторов и котельного контура. Это приведет к сужению рабочего просвета и ухудшению теплоотдачи оборудования, а также нагрузке на насосную станцию.


Забивка труб нерастворимым осадком Источник ds-m.ru

  • Отсутствие или минимальная коррозионная активность на металлических поверхностях элементов системы.
  • Химическая стабильность – отсутствие процессов распада или превращения компонентов теплоносителя в другие соединения под действием нагрева, времени применения и других факторов.
  • Постоянство рабочих характеристик – показатели текучести, тепловая емкость, химическая инертность и т. д. – на протяжении всего периода эксплуатации и в заданных условиях.
  • Абсолютная безопасность для жильцов дома. Отсутствие в составе токсических, горючих, взрывоопасных, радиоактивных и иных опасных для жизни и здоровья компонентов.

Важно! Какие бы требования не предъявлялись, идеального теплоносителя в природе не существует. Поэтому в каждом индивидуальном случае необходимо подбирать жидкость, соответствующую характеру применения, конфигурации оборудования, типу здания, климату и другим эксплуатационным факторам. Некоторые производители котлов прямо рекомендуют для заливки в систему продукты конкретных марок.


Система подачи антифриза Источник remont-book.com

В каких системах можно применять незамерзающую жидкость?

Существуют ряд ограничений на использование антифризов:

  • Незамерзающую жидкость, независимо от химсостава, можно применять только в закрытом контуре. Это значит, что в системе присутствует постоянное давление, циркуляция производится постоянно-принудительно, за счет насоса.
  • Теплоносители не применяются с электрическими котлами электролизного типа. Электролизный тип — это когда теплоноситель используются в качестве электропроводника. Электропроводность у теплоносителей низкая, и это приведет к большим затратам электроэнергии.
  • Незамерзающие жидкости недопустимо применять в контакте с оцинкованными поверхностями (трубами).

Вода в качестве теплоносителя – плюсы и минусы

Обыкновенная вода – самая часто используемая жидкость для отопления частного дома. Главная причина этого – доступность. Есть также ряд и других достоинств ее применения:

  • Естественная распространенность. Это делает воду бесплатным, доступным и легко восполняемым ресурсом для любой отопительной системы. Это не только снижает, но полностью устраняет расходы на теплоноситель при обслуживании и ремонте.
  • Максимальный показатель теплоемкости – высокая эффективность передачи тепла от котла к радиатору.
  • Оптимальные технические показатели – текучесть, рабочая температура, стабильность.
  • Эксплуатационная безопасность для людей, животных, окружающего пространства и самого оборудования – не горит, не взрывается, не отравляет.

Однако применение воды в обогревающей системе имеет и свои минусы:

  • Высокая точка замерзания. При снижении температуры среды ниже 0 °C произойдет кристаллизация со всеми вытекающими из этого негативными последствиями – разрыв труб, батарей, порча оборудования.
  • Коррозионная активность. Вода легко и быстро насыщается кислородом, который при контакте с металлическими поверхностями оборудования приводит к ржавлению и разрушению его структуры.


Разрушенные коррозией трубы Источник gidpokraske.ru

  • Образование накипи, наростов, заиливания. Из-за наличия в обычной воде из природных источников растворенных примесей различных веществ на внутренней поверхности труб, контуров и батарей нередко образуются отложения солей, ила и других компонентов. В результате сужается просвет, ухудшаются теплопередающие свойства и снижается срок службы оборудования.

Рекомендация! Несмотря на явные недостатки, вода – самый востребованный теплоноситель для системы отопления загородного дома. Однако, чтобы избежать связанных с ее применением недостатков, над ней проводят некоторые манипуляции. Например, для избавления от примесей ее кипятят, подвергают дистилляции, пропускают через фильтры или добавляют в нее специальные присадки.

Теплоносители на основе этиленгликоля

Для работы некоторых отопительных агрегатов необходимо применение теплоносителя, замерзание которого происходит только при очень низкой температуре. Жидкость охлаждающая низкозамерзающая (либо антифриз) на основе этиленгликоля – одна из них.

Низкая температура начала кристаллизации таких видов теплоносителей зависит от соотношения базового компонента – этиленгликоля и дистиллированной воды в растворе. Для улучшения эксплуатационных характеристик этих теплоносителей в их состав добавляют пакет функциональных присадок, которые защищают металлические поверхности оборудования от коррозионного воздействия этиленгликоля.

Антифриз подходит для применения и в автомобильных системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания и в системах, которые используются для обогрева зданий, сооружений и применения в качестве теплоносителя на различных производствах. Он относится к разряду теплоносителей средней ценовой категории.

Температура начала кристаллизации такой марки теплоносителя может достигать минус 70 °C, не образует отложений на трубах теплопровода.

Среди ключевых характеристик такого теплоносителя выделяют следующие:

  • низкозамерзающие свойства (замерзание зависит от концентрации этиленгликоля в растворе);
  • практичность и безопасность использования (во время охлаждения и кристаллизации приобретает аморфную структуру – значительно не расширяется, поэтому и не способен повредить оборудование системы отопления);
  • в составе содержит пакет присадок (защищающие от коррозии, накипи, пенообразования и стабилизирующие, антиокислительные);
  • не изменяет своих первоначальных основных особенных свойств на протяжении всего срока эксплуатации;
  • имеет высокую температуру начала кипения в замкнутой системе;
  • не оказывает агрессивного воздействия в гарантийный период эксплуатации на разные материалы (металл, пластик, резины, текстиль), так как в составе содержит необходимые присадки в достаточном количестве.

Главный недостаток такого теплоносителя – его токсичность. Они в меру токсичны по воздействию на организм человека (3 класс опасности) и опасны по экологическим параметрам. По этой причине его не применяют в открытых отопительных системах. Во время его использования важно предотвратить его попадание на какие-либо предметы. В противном случае их целесообразно будет заменить.

Антифриз, виды, особенности

Очищенная от вредных примесей и ингибированная специальными присадками вода все же не становится идеальных теплоносителем. Так как от главного недостатка – замерзания при 0 градусов – избавиться невозможно. Поэтому сегодня повсеместно находит широкое применение специальная незамерзающая жидкость.


Незамерзающий до -30 градусов антифриз Источник antifreez.ru

Свойства и особенности антифризов

Главная особенность применения такой жидкости – подходящий под зимние эксплуатационные условия диапазон рабочей температуры. Антифриз для отопления замерзает при значительно более низкой температуре, чем обычная вода. Помимо этого, он имеет и другие явные преимущества:

  • Структура антифриза не позволяет ему полностью кристаллизоваться при понижении температуры, а только переходить из жидкого состояния в гелеобразное. Это существенное свойство сохраняет целостность и работоспособность труб, контура и батарей. Поэтому даже если температура опустится ниже критической при непредвиденном отключении системы в холода, оборудование не разморозится.
  • Экономное использование благодаря возможности разбавления концентрата дистиллированной водой. Большая часть составов продается в концентрированном виде. Нижний предел их эксплуатационной температуры находится на уровне -60-70 °C. Однако в большинстве регионов температура окружающей среды редко опускается ниже -40-30 градусов. Поэтому жидкость можно разбавить без потери свойств согласно заводской инструкции.


Антифриз и дистиллированная вода для разбавления Источник koffkindom.ru
Смотрите также: Каталог компаний, что специализируются на инженерных системах (отоплении, водоснабжении, канализации и прочих) и сопутствующих работах

  • Химическая стабильность и инертность. В состав антифриза входят компоненты, не подвергающиеся разложению при нагреве в рамках эксплуатационных показателей и проявляющие инертность по отношению к материалу оборудования. При этом жидкость служит не менее 5 лет.

При всех явных преимуществах и превосходстве над обычной водой, тем не менее, антифризы имеют и ряд специфических недостатков:

  • Высокие показатели вязкости. Для нормальной циркуляции по системе незамерзающей жидкости требуется сообщать большее давление, а значит, применять более мощный насос. При этом в вариациях с естественной циркуляции антифриз применять недопустимо.
  • Меньший до 15% показатель теплоемкости, чем у воды. По этой причине общий КПД системы будет снижен. Следовательно, потребуется больший расход энергоресурса, применение радиаторов с увеличенной площадью и повышения их количества – чтобы добиться нормального отопительного эффекта.
  • Высокая степень текучести вещества заставляет более тщательно подходить к выбору уплотнительных элементов и учащать процедуры по их обслуживанию, ремонту и замене во всех соединительных узлах.


Замена уплотнителей в радиаторе Источник stroy-podskazka.ru

  • Токсичные компоненты в составе многих теплоносителей представляют прямую угрозу всему живому в окружающем пространстве.
  • Необходимость установки более объемного расширительного бачка – по причине повышенного коэффициента расширения.

Важно! Использовать недорогие варианты расширительного бачка открытого типа с антифризом недопустимо в силу двух причин – потери вещества при испарении и загрязнении воздуха в помещении ядовитыми парами.

Разновидности

Жидкость для отопления незамерзающая может иметь разную химическую основу. По этому признаку антифризы делятся на следующие категории:

  1. Этиленгликоль.
  2. Пропиленгликоль.
  3. Глицерин.
  4. Бишофит.

Существуют также составы, специально применяемые в котлах отопления электродного типа. Кроме того, многие пользователи рекомендуют использовать обычный тосол – как альтернативу современной незамерзающей жидкости. Разберем подробно особенности каждого варианта.


Этиленгликолиевый теплоноситель Источник dialrus.com

Этиленгликоль

Это наиболее распространенный, доступный и дешевый антифриз для системы отопления загородного дома. Выпускается в двух видах – концентрированном и разбавленном. Второй вариант применим при температуре до -30 °C, концентрат – до -65 градусов. Среди главных особенностей его эксплуатации выделяются следующие:

  • Вспенивание при сильном нагреве и, как следствие, образование газовых пробок. Устраняется добавкой присадок и контролем температуры.
  • Окисление покрытых цинком поверхностей, несмотря на использование ингибиторов.
  • Химическое разложение при нагреве свыше 110 °C. Проблема устраняется автоматическим контролем температуры котла.
  • Возможность выпадения нерастворимого осадка при перегреве. В результате закупоривается вся система трубопроводов.

Этиленгликоль ядовит. Поэтому заливать его можно исключительно в системы с закрытым контуром.


Отопление закрытого типа Источник ytimg.com

Пропиленгликоль

Жидкость для системы отопления незамерзающая на базе пропиленгликоля как минимум в два раза дороже выше рассмотренного аналога. Однако несмотря на это, он весьма востребован. Причина – полная безвредность для человека. В очищенном виде соединение нередко добавляется даже в кондитерские изделия как вкусовая добавка. При использовании в системах отопления антифриз проявляет следующий ряд свойств:

  • Повышенная текучесть, что подразумевает жесткий контроль за герметичностью системы и предъявляет высокие требования к уплотнительным элементам.
  • Окисление цинковых поверхностей.
  • Легкая воспламеняемость – при 421 градусе.
  • Срок службы – до 10 лет.
  • Рабочая температура – до -50 °C.

Пропиленгликолиевые антифризы допустимо использовать в открытых системах, а также двухконтурных развязках, когда существует риск попадания теплоносителя в бытовую воду.

Глицерин

Глицериновый теплоноситель для отопления фактически является аналогом выше рассмотренного антифриза. При этом он дешевле на 25% и характеризуется следующим рядом достоинств:

  • Не токсичен.
  • Широкий спектр рабочей температуры – от -30 до +110 градусов.
  • Не разрушает трубы при замерзании.


Теплоноситель на основе глицерина Источник fabrikatepla.ru

Разбавлять водой или нет?

Происхождение этого вопроса связано с тем, что производители оборудования устанавливают одни требования, беспокоясь о максимально безопасной и эффективной эксплуатации. Покупатели придерживаются своей линии, обусловленной необходимостью экономии средств. А производители теплоносителей лавируют между требованиями производителей, покупателей и практикой продаж. Как всегда – истина где-то посередине.

Производители незамерзающих жидкостей, в основном, предлагают на рынок теплоносители «-65С» или «-30С». Во-первых, это обусловлено сформировавшимся спросом, во-вторых, такой теплоноситель гарантировано не будет в замерзшем состоянии на момент продажи.

У производителей оборудования «своя правда». Так, плотность незамерзающей жидкости с маркировкой «-25С», в основном рекомендуемой производителями оборудования из соображений оптимальной текучести, составляет 1,03 г/см3, а у жидкости «-30С» – 1,04 г/см3.

То, что содержание основного вещества в составе теплоносителя будет на несколько процентов больше — это не «запредельное» отклонение, но с учетом того, что в теплоноситель может «добавиться вода» или при подпитке контура, или если из системы не полностью слита вода после промывки, «запас» концентрации просто необходим.

С другой стороны, разведение теплоносителя «-30С» до «-25С» — а эта величина составляет 3-4 % — не принесет ощутимой экономии средств для покупателя, но при этом увеличит риск потери других необходимых свойств. Но в случае, когда покупатель планирует применить концентрированный теплоноситель «-65С» и разбавить уже его – здесь экономия уже может составить до 20%.

Правила выбора антифриза

Объективное понятие о том, какой теплоноситель лучше использовать в системе отопления частного дома в конкретных условиях, возникает при учете следующего ряда критериев:

  • Тип основы и ее применимость к оборудованию, условиям эксплуатации.
  • Температура замерзания и кипения, оптимальный рабочий диапазон нагрева – с учетом разбавления концентрата.
  • Возможность уменьшения концентрации, путем добавления воды.
  • Срок службы.

Обратите внимание! Антифризы не рекомендуется использовать в системах открытого типа и с естественной циркуляцией. Кроме того, незамерзающая жидкость не должна контактировать с незащищенной оцинкованной поверхностью и резиновыми, силиконовыми уплотнителями, а также промасленной паклей. К тому же точный контроль соблюдения параметров его нагрева может обеспечить только надежная автоматика.


Заливка антифриза в систему отопления Источник hstream.ru

Специалисты не рекомендуют тосол для отопления дома

Молекула этиленгликоля — ядовитого вещества
Давайте разбираться, в чем причина такой категоричной позиции, что заливать тосол в систему отопления дома нельзя. Для этого начнем с состава антифриза. Он состоит из:

  • спиртовой основы;
  • этилена;
  • ингибиторов;
  • составов, предотвращающих вспенивание.

Такой состав характерен всем незамерзающим жидкостям иностранного производства. Только в качестве активного вещества помимо этилена может быть:

Это самый дешевый состав, у него самая низкая температура, при которой происходит распад структуры присадок. После этого антифриз просто уничтожает контур обогрева, разъедая его изнутри. Вот и все причины, по которым не рекомендуют заливать тосол в систему отопления дома. В принципе то же самое можно сказать про этиленгликолевые антифризы, разницы нет. То есть специалисты против использования именно составов с этиленом, а тосол как раз к таким относится.

Он разработан для автомобилей, поэтому выпускается только с ядовитым этиленом, ведь там, где он используется, это не имеет значения. Неядовитые пропиленгликолевые и глицериновые незамерзайки производятся за рубежом.

Этиленгликоль, который входит в состав тосола, может вызвать химические ожоги

Предупрежден – значит, вооружен. Зная, что тосол ядовитый, можно принять меры, чтобы он не навредил. Использование тосола в системе отопления должно осуществляется таким образом, чтобы состав не имел доступа к помещению, где находятся люди. Поэтому лучше если тосол будет залит в герметичный контур обогрева. Если же нужно чтобы он циркулировал по открытому контуру, то надо доработать конструкцию расширительного бака. Обязательно экспанзомат должен герметично закрываться крышкой, а в крышке должно быть отверстие. В него вставляется трубочка, которая выводится на улицу. Вот и все, пары этиленгликоля уже не страшны.

Единственное, что действительно опасно в отоплении тосолом частного дома, так это возможность утечки. От этого застраховаться нельзя. К тому же за счет того, что у антифриза поверхностное натяжение меньше чем у воды, он обладает большей текучестью. Это означает, что он находит даже самые маленькие трещинки и вытекает. К тому же если появилась течь, то она никаким образом не исчезнет сама, как это бывает в случае с водой. Вытекать будет постоянно, пока не будет произведён ремонт труб и стыков.

Обнаружить утечку в системе обогрева сразу удается не всегда. Получается что некоторое время все, кто находится в доме, сами не зная того, дышат парами этиленгликоля. Вообще, такой состав для постоянного жилья не используют, а вот отопление в гараже на тосоле – другое дело.

Самое главное, нельзя заливать тосол в системы, где стоит двухконтурный котел. Если что-то пойдет не так и часть теплоносителя попадет в контур ГВС, то последствия могут быть очень тяжелыми.

Советы по эксплуатации

Прежде чем начать заливать антифриз в систему отопления частного дома, необходимо учесть следующий набор рекомендаций:

  1. Выполнить достаточно точный расчет, какой концентрации и соответствующих физико-химических параметров потребуется незамерзающая жидкость, практически невозможно. Поэтому после заливки возможно потребуется увеличение мощности насоса, повышение объема расширительного бачка, повышение числа секций батарей и даже сечения нагревательного контура.
  2. Автоматические краны для стравливания газовых пробок могут работать неправильно. Поэтому лучше сразу поставить ручные аналоги, как, например, кран Маевского.
  3. Перед заливкой нового искусственного теплоносителя система обязательно промывается специальным средством.
  4. Для разбавления концентрата до нужной концентрации может применяться только дистиллированная вода.
  5. После заливки с соблюдением всех рекомендуемых норм запуск системы возможен только постепенно. Это необходимо для проверки совместимости всех узлов с новым типом теплоносителя.

Инструкция по использованию

Если ранее ваша система работала на воде, перейти на антифриз будет непросто. Теоретически радиаторы с котлом можно опорожнить и заполнить холодостойким теплоносителем, но на практике получится следующее:

  • из-за меньшей теплоемкости снизится отдача батарей и эффективность обогрева комнат;
  • из-за вязкости увеличится нагрузка на насос, расход теплоносителя упадет, к радиаторам придет меньше тепла;
  • антифриз расширяется сильнее воды, поэтому вместительности старого бачка не хватит, в сети поднимется давление;
  • для улучшения ситуации придется добавить температуру на котле, что приведет к перерасходу топлива и повышению давления.

Дополнение. После заливки жидкости гарантированно потекут старые соединения, уплотненные льном и краской.


Протекающие стыки нужно перепаковать, уплотняя резьбу сухим льном или нитью с герметиком
Чтобы отопление нормально функционировало на химическом теплоносителе, нужно заранее рассчитать либо переделать существующую систему согласно новым требованиям:

  1. Вместительность расширительного бака подобрать из расчета 15% от общего объема жидкости (на воде было 10%);
  2. Производительность насоса принимается на 10% больше, а создаваемое давление – на 50%. Поясним на примере: если раньше стоял агрегат с рабочим напором 0.4 Бар (4 метра водного столба), то под антифриз берете насос 0.6 Бар.
  3. Чтобы эксплуатировать котел в оптимальном режиме и не поднимать температуру теплоносителя, желательно добавить 1—3 (в зависимости от мощности) секции каждой батарее.

  4. Все стыки пакуйте сухим льном либо используйте качественные пасты – герметики типа LOCTITE, ABRO или «Гермесил».
  5. Покупая запорную и регулирующую арматуру, проконсультируйтесь с продавцом на предмет стойкости резиновых уплотнений к воздействию гликолевых смесей.
  6. Заново опрессуйте систему, наполнив трубы и отопительное оборудование водой.
  7. Запуская котельный агрегат при отрицательной температуре, настройте минимальную мощность. Холодный антифриз нужно отогревать медленно.

Совет. Общее количество теплоносителя рассчитать нетрудно — площадь проходного сечения трубы умножается на ее длину, вместительность котла и радиаторов указана в паспортах изделий. Как правильно разместить и подключить расширительный бачок, узнайте из нашей отдельной публикации.


Перед закачкой морозостойкой жидкости залейте воду и проведите испытания трубопроводов давлением, превышающим рабочее на 25%
Концентрированный теплоноситель подлежит обязательному разбавлению водой, в идеале – дистиллятом. Не замахивайтесь на чрезмерный запас морозостойкости – чем больше вы добавите воды, тем лучше станет работать отопление. Рекомендации по подготовке теплоносителя:

  1. Под ТЭНовые электрические и газовые двухконтурные теплогенераторы готовьте смесь на минус 20 градусов. Более концентрированный раствор от соприкосновения с нагревателем может вспениваться, на поверхности ТЭНа возникнет нагар.
  2. В остальных случаях смешивайте компоненты под температуру замерзания согласно приведенной ниже таблице. Пропорции указаны в расчете на 100 литров теплоносителя.
  3. При отсутствии дистиллята сначала проведите опыт – разбавьте концентрат в банке обычной водой. Если увидите осадок из белых хлопьев – продукт разложения ингибиторов и присадок, эту воду применять нельзя.
  4. Аналогичная проверка делается перед смешиванием антифризов двух разных производителей. Разбавлять этиленгликоль пропиленовым составом недопустимо.
  5. Теплоноситель готовьте непосредственно перед заливкой.


Соотношение концентрата и воды даны в расчете на 100 л. Чтобы выяснить количество ингредиентов для объема 150 литров, умножьте приведенные цифры на коэффициент 1.5
Максимальный срок эксплуатации любого незамерзающего вещества в трубах и радиаторах отопления – 5 лет. По окончании указанного периода жидкость сливается, производится двукратная промывка системы и заполнение свежим антифризом.

ТОП-10 лучших антифризов

Для того чтобы подобрать лучший на сегодня антифриз для системы отопления, необходимо рассмотреть ТОП-10 продуктов современных производителей:

  • DIXIS-65.

Универсален для газовых и электрических котлов. Работает до -65 градусов. Срок службы 5 лет.

  • Теплый Дом Эко.

На базе пропиленгликоля – безвреден. Совместим с герметиками, паклей. Не разрушает трубы при замерзании.

  • THERMAGENT-65.

Сохраняет свойства до 20 сезонов. Подходит для низкотемпературных климатических областей. Содержит этиленгликоль.

Какой срок службы, как узнать: когда заменить?

Вопрос довольно распространенный.

Andreic

Знатоки, проясните ситуацию: сегодня подрядчики заявили, что антифриз имеет срок действия 5-7 лет. Потом он теряет свои свойства, начинает выпадать как бы осадком и вообще не идет по системе отопления так, как должно быть. Правда или нет?

У теплоносителей, в состав которых входят органические (карбоксилатные) присадки, срок эксплуатации составляет 10 сезонов (10 лет), для теплоносителей с «обычными», силикатными присадками этот срок составляет около 5 лет (отопительных сезонов). В целях контроля качества каждый год, после окончания отопительного сезона, можно проводить несложную процедуру — сливать небольшое количество теплоносителя в стеклянную прозрачную емкость. Полученный образец визуально осматривается на наличие механических и других примесей, цвет, прозрачность. Если в теплоносителе присутствуют механические примеси (крошки, крупицы окалины) – его можно слить, отфильтровать, промыть систему и залить снова. Если присутствуют следы химических изменений (хлопья, сгустки) – необходимо обратиться к специалистам.

Видео описание

Видеоролик о том, что нужно учесть при заливке антифриза в систему отопления:

  • RODA.

Глицериновый теплоноситель, работает до -30 градусов. Не требует промывки перед заливкой. Полностью безопасен.

  • АМТ-300.

Предназначен для закрытых систем, применяется до -15 градусов. Не вызывает коррозии. Требует мощного насосного оборудования.

  • Hot Stream.

На основе этиленгликоля с присадками. Служит 10 лет, работает при температуре до -30 град. Выпускается в разбавленном виде.

  • Теплоком.

На базе пищевого глицерина. Полностью безопасен. Применим в системе со стальными и алюминиевыми радиаторами. Действует до -50 градусов.

  • WARME BASIC-65.

Содержит этиленгликоль. Применяется до -65 °C. Подходит для северных регионов. Срок службы 2 года.

  • Термагент Эко 30.

На базе пропиленгликоля. Сохраняет рабочие характеристики при температуре до -30 град. Безопасен, служит до 10 лет.

  • FTX-30.

Теплоноситель с добавками на базе пропиленгликоля. Замерзает ниже -30 град. Не разъедает уплотнителей.

При выборе теплоносителя не последнее место занимает цена. Однако более важными характеристиками являются эффективность работы оборудования и безопасность.

Что будет при смешивании разных цветов?

Положа руку на живот, ничего не произойдет, если смешать составы различных производителей, хотя есть и определенные условия. Ситуации бывают разные, в том числе и форс-мажорные, поэтому изначально читайте состав. Если зеленый G11 мешать с зеленым, но иного изготовителя при максимально схожих параметрах, двигатель не пострадает. К прочим стандартам это тоже относится. Можно смешивать между собой только одинаковые по цвету и присадкам продукты охладителей.

Теперь про «светофор». Как было указано выше, тот же G11/12/13 может иметь широкую палитру оттенков. Антифриз разных цветов при идентичной формуле будет отлично взаимодействовать друг с другом. Основная головная боль автомобилистов – G13 в фиолетовом и желтом исполнении. Многие боятся, что они совершенно разные, хотя это в корне неверно. Начнем с того, что этот антифриз универсален по своей сути и обладает двойной порцией присадок, которые уживаются между собой без особых последствий. Вы лишь получите новый оттенок, не более.

Особенности заливки теплоносителя в систему отопления

Для успешной и безаварийной эксплуатации автономного обогрева частного дома, важно не только знать, какой теплоноситель лучше использовать в системе отопления, но и как правильно его заливать. Для этого существуют два основных способа:

  1. Самотеком.
  2. Насосом.

В первом случае жидкость заливается через открытый раструб в самой верхней точке системы отопительного трубопровода. Метод достаточно прост, но требует много сил и времени. Больше подходит для малообъемных открытых систем, работающих в одноэтажном доме.

Второй более предпочтителен, когда требуется залить большие объемы теплоносителя. При этом допускается использование насосного оборудования как погружного, так и опрессовочного. Основной нюанс закачки теплоносителя таким способом заключается в устранении или минимизации попадания в систему воздуха.

Процедуру по закачке теплоносителя в систему отопления должны проводить опытные специалисты строго в соответствии с технологией и контролем технических параметров давления и объема, а также удалением воздушных пробок.

Как это делать правильно?

В начале стоит убрать из бака старый антифриз — он находится в радиаторе, а также блоке цилиндров. При проведении работ автомобиль стоит поставить на горку — таким образом сольется куда больше охлаждающей смеси. Промывку системы стоит проводить с помощью дистиллированной воды; стоит также добавить спец. средства для проведения работ.

Антифриз в автомобиль стоит заливать не до краев, крышка должна быть в открытом состоянии, далее мотор автомобиля снова включается, и воздух выводится в пространство. После горловина должна завинчиваться. Заранее подготовьте и установите ёмкость под точки слива охлажд. смеси в авто. Далее вам стоит выкрутить кран слива на системе охлаждения. Открывать его требуется как можно более аккуратно, при этом делать это по ходу заливания антифриза. Сам слив выполнить медленно. После того как вы слили основную часть охлажд

смеси, выкрутите крышку. Стоит также обратить внимание на то, что системы трубок и кран могут стоять в разных точках, поскольку многое зависит от конструктивных решений авто. После слива охлаждающей жидкости автомобиля вам стоит герметизировать систему охлаждения методом перекрытия трубок и крана. После вы можете, приступать к заливу новой порции антифриза. Для того, чтобы смесь не проливалась, стоит поставить лейку в специальный расширительный бак либо вставить его в радиатор

Он обычно расположен под капотом; Далее берем тару и заливаем антифриз. Делать это следует постепенно, при этом старайтесь не выливать весь свой антифриз одним махом в бак. Стоит помнить то, что при слишком высоком напоре может появиться водяная пробка. Стоит также отметить, что на расшир. бачке обычно установлены метки максимума для залития и метка минимума. Вот почему рекомендуется вливать смесь для охлаждения не больше установленной отметки. При заливе тосола или антифриза стоит плотнее вкрутить крышку расширительной емкости.

Это по сути почти все действия. Теперь вы понимаете, как правильно заливать антифриз (более подробно можно понять на видео ниже). После всех указанных процедур лучше перестраховаться и завести свой авто, дав ему набрать необходимую температуру.

Проверьте также, как работает система охлаждения автомобиля и в каком она состоянии. Посмотрите уровень антифриза в ней.

Коротко о главном

Теплоноситель для отопления частного дома позволяет эффективно и безопасно передавать тепловую энергию от нагревающего контура котла к радиаторам, которые в свою очередь отдают тепло окружающему пространству. Теплоноситель должен отвечать следующему ряду требований:

  • Полноценный перенос тепла.
  • Химическая инертность.
  • Оптимальный диапазон рабочих температур.
  • Отсутствие в составе вредных компонентов.
  • Стабильность и постоянство рабочих параметров.
  • Безопасность для людей и окружающей среды.

В качестве теплоносителя может использоваться вода. Она лучше всего переносит тепло, бесплатна и доступна. Однако она замерзает уже при нуле градусов, вызывает коррозию и может образовывать нерастворимые соли. Таких недостатков лишены незамерзающие жидкости.

Антифризы делятся по химическому составу на – этиленгликолиевые, пропиленгликолиевые, глицериновые. Также бывают специальные для электродных котлов и минеральные. Тосол как дешевую альтернативу применять нельзя. Залить антифриз можно вручную и насосом. При этом крайне важен контроль рабочих характеристик и четкое соблюдение технологии.

Оценок 0

Прочитать позже

Основные характеристики, на которые необходимо ориентироваться при выборе теплоносителя

К рабочим средам предъявляется ряд требований. Каждое из них – это определенная характеристика теплоносителей для теплообменных систем, включая и процессы отопления.

  • Хорошая теплоаккумулирующая способность, позволяющая уменьшить энергозатраты на перемещение.
  • Транспортабельность. Важно обладание стабильного агрегатного состояния и способности переносить тепло (холод) на необходимые расстояния.
  • Низкий уровень токсичности или её минимальное воздействие на здоровье персонала.
  • Экологическая безопасность. Необходимо, чтобы возможные непредусмотренные утечки и выбросы не оказывали негативного влияния на окружающую среду.
  • Химическая инертность по отношению к материалам теплообменных систем и технологического оборудования различных производств (металлы, сплавы, уплотнительные изделия, резины и т.п.).
  • Оптимальный работоспособный температурный диапазон, что обеспечивает стабильность теплообмена и устойчивость управления режимами многообразных процессов производства и снижает эксплуатационные расходы.
  • Взрывопожаробезопасность. Важно, чтобы разогретый теплоноситель при контакте с воздухом не воспламенялся.

Не менее важны и некоторые физические характеристики: высокий коэффициент теплопроводности, величина коэффициента, характеризующего поверхностное натяжение и оптимальная величина вязкости в широком температурном интервале.

специализируется на производстве и осуществляет продажу промышленных теплоносителей широкого спектра различных товарных марок.

Для справки

Если перед вами встала задача о том, чем залить систему обогрева в личном доме, вы обязаны предусматривать, что вода в обыкновенном виде не должна применяться, она ведь богата солями и кислородом. На протяжении какого-то времени от подобных добавок на внутренних поверхностях системы обогрева будет оседать накипь и возникнет ржавчина. А Для того чтобы система работала без перебоев, жидкость перед тем как применить нужно ослабить.

Для этого применяют один из имеющихся вариантов. Это может быть термическая или химическая методика. В первом варианте методика основывается на кипячении. Вода должна быть помещена в железный резервуар, в котором ее обходимо подогреть. При кипячении будет удаляться углекислый газ, а на дне сосуда отложатся соли. Устойчивые соединения магния и кальция при этом всё таки останутся в водной массе. Химический способ действует за счёт реагентов. При помощи кальцинированной соды, ортофосфата натрия и гашеной извести соли обретают нерастворимый вид и выпадают, становясь осадком. Дальнейшая фильтрация даст возможность убрать останки вредоносных веществ.

Что входит в состав Тосола

При разработке тосола использовали рекомендации итальянских разработчиков, была даже приобретена лицензия на производство охлаждающих жидкостей. Но первые же пробы показали, что итальянский рецепт не работает в условиях России. Даже в Центральном регионе возможны морозы до -40…-43 ⁰С, а импортная ОЖ была рассчитана на -25 ⁰С. Поэтому потребовались корректировки состава.

Основным компонентом является этиленгликоль (C₂H₄(OH)₂). Это высококипящий спирт, доля которого в составе антифриза может составлять от 40 до 65 %. Вторым компонентом теплоносителя для автомобилей является дистиллированная вода.

При регулярном использовании обычной жидкости толщина слоя накипи может достигать несколько миллиметров. Теплообмен нарушится настолько, что работоспособность системы охлаждения окажется крайне низкой.

При создании тосола обратили внимание, что механическая смесь основных жидкостей довольно агрессивна к некоторым видам пластиков и резины. C₂H₄(OH)₂ растворяет отдельные виды пластмасс, а также вступает в реакцию с серой, используемой в процессе вулканизации натурального каучука

Поэтому в состав добавили моющие присадки. Их количество составляет менее 1 %. Практика доказала, что даже минимальное количество подобных веществ предотвращает контакт между полимерами и спиртами.

Еще одним недостатком обычной смеси воды и этиленгликоля является образование пены при интенсивной циркуляции. Противопенные присадки стали вводить в состав тосола в 1979 г. после возникновения нареканий у автомобилистов к работе системы охлаждения: из расширительного бачка автомобилей, эксплуатируемых в летний период, начинала выделяться пена. Это результат взаимодействия спирта (C₂H₄(OH)₂) с алюминиевыми сплавами.

По маркой «Тосол А40М» охлаждающая жидкость производится на нескольких предприятиях России и ближнего зарубежья. Состав за 40 лет не изменялся.

Отличия тосола от антифриза

Видов охлаждающих жидкостей для ДВС на сегодняшний день используются три: вода (дистиллированная или дождевая чистая), тосол и антифриз.

Антифриз — это название жидкости (в переводе «против замерзания») для охлаждающей системы двигателя, которая не замерзает и выдерживает высокие температурные показатели.

Отличия:

  • антифриз придумали позже, чем тосол;
  • по экологичности антифриз лучше;
  • температуру кипения у антифриза выше;
  • температура замерзания у антифриза ниже;
  • антифриз лучше защищает от коррозии.
  • тосол образует защитную пленку, а антифриз нет, и, поэтому антифриз намного эффективнее охлаждает.
  • ресурс на который рассчитан тосол в 6 раз меньше, чем у эксплуатационный ресурс антифриза.
  • антифриз обеспечивает защиту гильз цилиндров двигателя от кавитации (пузырьки воздуха).
  • срок службы помпы (насоса) значительно уменьшается, если использовать тосол.
  • антифриз не засоряет радиаторы, не образуются различного рода отложения.

Главный минус тосола — при нагреве до 105 градусов ухудшаются его свойства.

Антифриз же закипает при нагреве до 115 градусов и при этом не оставляет осадков в каналах и может эксплуатироваться до 250 000 км.

Путаница в цветах антифризов и тосола любого автомобилиста выводит из себя. За те 2 года, пока действует охладитель и водитель не заморачивается о его замене, неунывающие производители выдумывают новые стандарты и вариации своих продуктов, что играет на руку только маркетологам, но никак не потребителю.

Впрок ОЖ тоже не запасешься ввиду ограниченного срока хранения. Старайтесь выбрать одного производителя, найти толкового продавца, который подробно разъяснит, в чем разница между составами. Да и сами научитесь читать набор ингредиентов, чтобы значительно сэкономить на сервисе в дальнейшем.

Как определить, что залито?

Проверить и распознать с помощью цвета, что залито в авто, не получится. Тосол всегда окрашен в синий оттенок. Но современные антифризы выпускаются и в синем цвете.

Если не знаешь, что залито в машине, то определить тип расходного материала можно по нескольким факторам:

  1. Понюхать и попробовать на ощупь. Антифризы обычно не имеют запаха, а если потрогать жидкость на ощупь, то она будет более маслянистой, в отличие от традиционного Тосола.
  2. Определение типа жидкости можно выполнить по диагностике совместимости хладагента с обычной водой. Надо взять из расширительного бачка немного вещества и смешать ее с водопроводной водой в пропорции 1:1. После емкость с хладагентом ставится в морозильную камеру примерно на один час. Если в результате произошло расслоение жидкостей, смешанное вещество стало мутным и на дне образовался осадок, то вы используете Тосол. Если в систему охлаждения вашего авто залит качественный антифриз, то таких проблем не возникнет.
  3. Еще один фактор — устойчивость к отрицательным низким температурам. Налейте небольшое количество хладагента в отдельную бутылку и поставьте ее в морозильную камеру. При использовании Тосола жидкость быстро замерзнет, если же залит хороший хладагент, этого не произойдет.
  4. С помощью ареометра можно выполнить диагностику показателя плотности вещества. Проверка должна производиться при температуре воздуха 20 градусов. С таким условием параметр плотности хладагента должен составить около 1,073-1,079 г/см3. Если это так, то вы используете антифриз.

Для диагностики можно прибегнуть к старому «дедовскому» способу:

  1. Вам понадобится пластина или другое приспособление из металла. Потребуется и резиновое изделие, к примеру, кусок шланга из системы охлаждения.
  2. Из резервуара под капотом автомобиля возьмите немного жидкости. Надо разливать ее в банку или бутылку, куда также следует поместить пластину и кусок шланга.
  3. Спустя 20 минут посмотрите на результат. Расходный материал российского производства создает защитный слой на всех компонентах охладительной системы. Соответственно, и на пластине, и на куске шланга вы увидите едва заметную пленку. Если же металл с коррозией, а пленка образовалась только там, где присутствует ржавчина, то вы используете антифриз. Извлеките изделия из емкости и проверьте их на ощупь.

Как понять, какой антифриз в автомобиле с завода?

Чтобы понять, хладагент какой марки доливать в охладительную систему, нужно знать, что изначально заливается с завода. Самостоятельно определить это не получится. Точное заключение могут дать только результаты лабораторных исследований. Как вариант, можно обратиться к дилеру или прочитать сервисную книжку по эксплуатации. В ней указывается, хладагент какого стандарта надо использовать.

О смешивании хладагентов и результатах можете узнать из видео, снятого каналом Avto-Blogger.ru.

Можно ли что-то залить, если не знаешь?

Если ситуация экстренная, к примеру, во время движения вам пришлось остановиться из-за перегрева двигателя, то в систему охлаждения можно залить и воду. Если это происходит в холодное время года, то рекомендуем долго не ездить на воде, а доехать до ближайшего СТО или гаража, чтобы решить проблему. Даже при заливе жидкости в теплое время года после эксплуатации авто выполняется промывка охладительной системы. В мороз вода быстро замерзнет, а она имеет свойство расширения, поэтому замерзание приведет к повреждению расширительного бачка и патрубков.

Возможно смешивание только тех хладагентов, которые соответствуют друг другу составом и стандартом. Смешивание Тосола и антифриза не допускается. Это приведет к химической реакции, в результате чего жидкость потеряет свои свойства и не сможет выполнять возложенные на нее обязанности. В системе охлаждения образуются осадки, которые препятствуют нормальной циркуляции расходного материала по магистралям. Из-за потери свойств на внутренних частях радиаторного устройства появится коррозия, которая со временем приведет к серьезным повреждениям агрегата.

Если пришлось смешать Тосол с антифризом, то не оттягивайте процесс замены. Сливать расходный материал обязательно. При смене выполняется промывка мотора, причем процедура повторяется несколько раз. Она делается до того момента, пока из охладительной системы не начнет выходить чистая вода без отложений и следов накипи. Тогда можно считать, что прочистка выполнена успешно. Для промывки допускается применение специальных средств. При заливе учитывайте спецификацию двигателя и рекомендации производителя по использованию антифризов.

Каким обязан быть тепловой носитель

Если перед вами появился вопрос о том, чем залить систему обогрева в личном доме, то вы обязаны разобраться с тем, каким обязан быть тепловой носитель. Образцовой жидкости на данную роль пока не выдумали. Это указывает на то, что любой из популярных материалов находится в эксплуатации при конкретных условиях.

Значимым фактором выступает температура носителя тепла, при нарушении которой вещество может менять собственные свойства, что приводит к остановке работы системы. Хороший тепловой носитель должен переносить приличное количество тепла в минимально возможное время, ему должна быть характерна маленькая вязкость, он не должен оказаться причиной коррозии и не должен представлять опасность для обитателей дома. Кроме этого, при перенесении тепла потери тепла обязаны быть очень маленькими, а низкая вязкость станет показателем скорости прокачки и увеличения коэффициента полезного действия.

Если перед вами стоит вопрос о том, чем залить систему обогрева в личном доме, то обязаны знать, что тот или другой тепловой носитель будет причиной коррозии, благодаря чему вы встретитесь с ограничениями во время выбора механизмов и частей системы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]