Трехфазному двигателю наличие пусковой обмотки излишний элемент. Потребляя 380 вольт, врубается в сеть непосредственно, катушки статора сфазированы определенным образом. Требуется запуск от сети 230 вольт – умельцы начинают химичить. Появляются схемы звезды, треугольника, использующие конденсатор, обеспечивающий сдвиг напряжения на 90 градусов в произвольной обмотке относительно двух оставшихся. Первая выполняет роль пусковой, конденсатор должен отключаться, когда двигатель наберет обороты. Фактически из трехфазного мотора получается двухфазный. Конечно, можно сделать блок питания, выдающий три синусоиды, сдвинутые на 120 градусов друг относительно друга искусственным путем. Пускозащитное реле холодильника вторит принципами работы асинхронных двигателей, служит реализации функций, заложенных названием.
Устройство компрессора холодильника
Фундаментальное физическое правило действует и в быту: тепло передается от тела с большей температурой к менее нагретому. Чтобы происходил обратный процесс, и в бытовом приборе создавался холод, нужно приложить внешнюю энергию в форме механической работы.
Именно по такой схеме действуют холодильные системы. Электричество приводит в действие специальное устройство, которое создает давление и сжимает газообразный хладагент, чтобы перевести его в жидкое состояние. Такой деталью является компрессор, который часто называют «сердцем холодильника». Ведь если он перестает нормально работать, процесс генерации холода невозможен. Помимо компрессионных, известны иные разновидности установок (абсорбционные, термоэлектрические), но в бытовых решениях для дома их не найти.
По конструкции компрессоры чаще всего представляют собой электродвигатель, приводящий в действие одноцилиндровый поршневой насос с клапанным механизмом. Реже встречаются установки линейного типа, где нет вращающихся деталей, а поршень насоса вибрирует от возвратно-поступательных движений сердечника электромагнитной катушки. Однако эти устройства не так распространены, их практически нет на старых моделях холодильников.
Инверторные компрессоры считаются наиболее передовым типом техники, имея ряд заметных преимуществ перед прежними моделями. Их выпускают сегодня ведущие компании отрасли:
- LG;
- Liebherr;
- «Бош»;
- «Индезит».
Однако оборотной стороной оказывается их избыточная сложность, не позволяющая делать диагностику и ремонт системы в домашних условиях своими руками.
Когда сломался холодильник с инверторным компрессором, не стоит пытаться что-то делать с ним самостоятельно, обращайтесь к квалифицированным мастерам в сервис. Если же установка обычного типа с прямым питанием от 220В, есть шанс запустить заклинивший компрессор холодильника, не прибегая к посторонней помощи. Традиционно более пригодна к самодеятельному ремонту техника отечественных марок («Атлант», «Свияга»).
Где находится компрессор
Двигатель компрессора вместе с поршневым насосом, клапанным механизмом и ресиверами для фреона принято устанавливать на демпфирующих пружинах внутри герметично заваренного металлического кожуха. Эта деталь обычно красится в черный цвет для лучшей теплоотдачи и выглядит как округлый бак с выходящими из него трубками. Размещают его в задней стенке холодильника на металлической раме неподалеку от конденсатора (рассеивающего избыток тепла змеевика из трубок).
Давление внутри запаянного корпуса компрессора при нормальной работе – 10 атмосфер. Электропитание к мотору подается через контакты на наружной стенке бака.
Проверка компрессора на работоспособность
Результат штатной работы компрессора – создание необходимого давления хладагента в системе трубок. Для разных моделей этот показатель варьируется, но принципиально считают, что при выходном давлении меньше 4 атмосфер устройство для эксплуатации непригодно.
Если же целью ремонта будет попытка восстановить нормальную работу холодильника, оценивать состояние компрессора придется по косвенным приметам (шум, вибрация). По отзывам мастеров, две наиболее частые поломки:
- неисправность электрооборудования, в том числе отказ пускозащитного реле;
- заклинивание механической части компрессора (ротора его двигателя либо поршня в цилиндре насоса).
Систему проверяют отдельно на каждую из указанных проблем, чтобы понять, какая именно деталь требует ремонта или замены. Для этого понадобится напрямую запустить компрессор холодильника без реле.
Принцип действия пускозащитного реле
Пусковую катушку нужно отключить, когда обороты набраны. В момент старта обмотки потребляют большой ток, эффект позволяет отследить момент перекоммутации. Пусковое реле холодильника выполняет защитные функции (не всегда). Опцию реализует разогрев чувствительного элемента электрическим током. Порог превышен — цепь разрывается, невзирая, достигнут нужный режим холодильника согласно показаниям термостата или нет. Придумано две схемы работы пускового реле (одновременно может быть защитным):
- «Таблетки» работают на основе материала, расширяемого нагревом. Изначально рабочий элемент холодный, пусковая обмотка потребляет ток, обеспечивая плавный пуск асинхронного двигателя. Постепенно температура таблетки поднимается, вызывая размыкание контакта, включенной остается рабочая катушка. Полагаем, для поддержания режима внутри реле установлен механизм предотвращения охлаждения таблетки. Дроссель рабочей обмотки, греющий элемент. Если таблеточное реле ломается, часто внутри можно услышать шорох рассыпавшегося порошка, изменяя положение корпуса прибора.
- Индукционные реле основаны на действии электромагнитов. При запуске ток большой и за счет этого сердечник прижимает контакты пусковой катушки. Со временем потребление двигателя падает. В результате сила тока уже не уравновесит пружину, контакты пусковой катушки размыкаются. Обратите внимание: важно сориентировать реле в пространстве правильно. Часто сердечник падает, увлекаемый действием силы тяготения. Зато и тестировать такие элементы гораздо проще: повертите из стороны в сторону, чтобы контакты пускового реле изменяли сопротивление от нуля до бесконечности.
С таблетками часто идут в одном корпусе тепловые реле на биметаллической пластине. Через него проходит ток рабочей катушки. Как только величина превысит порог срабатывания, то контакты размыкаются, останавливая компрессор. Схема реле холодильника биметаллического типа основана на нагреве чувствительного элемента.
В этом нет ничего сложного! Две пластины приварены друг к другу плотно. Коэффициент расширения металлов в них различен. Когда происходит нагрев двойная пластина изгибается в сторону материала, который меньше удлиняется. Становится возможным срабатывание реле. Такая схема часто применяется бытовой техникой.
В индукционных реле часто используется нагревающаяся спираль. Здесь материал уже один. Но греет (!) биметаллическую пластину. Через спираль проходит ток рабочей катушки. Если ампераж слишком велик, то биметаллическая пластина разрывает контакты. У индукционного пускозащитного реле виды неисправностей следующие:
- перегорела спираль, в этом случае контакты не будут звониться в любом положении;
- заклинило сердечник, запуск двигателя не выполняется, или мотор глохнет через 5 – 10 секунд;
- нарушен режим работы пластины, холодильник отключается даже в нормальном режиме.
Хотим обратить внимание: тепловая защита полностью аварийная. В нормальном режиме работы срабатывать реле не должно. В то же время пусковая функция сопровождает холодильник в течение периода эксплуатации. Процесс переключения сопровождается легким щелчком. Пускозащитное реле в холодильнике часто слышим, когда прибор работает.
Пускозащитное реле напоминает внешним видом таблетку или неопределенной формы. Это такой маленький элемент, находящийся непосредственно возле черного бочкообразного корпуса компрессора. Не задумывались, почему такой цвет сажи выбран окраской сердца холодильника?
Ответ прост: черный поглощает тепло, но также хорошо и излучает. В какую сторону движется процесс, определяет направление перепада температур компрессора и окружающей среды. Когда мотор горячий, то черный корпус отдает тепло воздуху. Кроме того неподалеку присутствует вентилятор, создающий принудительное охлаждение компрессора.
Читать далее: Ремонт чугунной ванны: эмаль, акрил
Схема коммутации пускозащитного реле холодильника:
- Фаза 220 В.
- Земля.
- Пусковая обмотка асинхронного двигателя компрессора.
- Рабочая обмотка асинхронного двигателя компрессора.
- Земля.
Обычно узнать, что и куда подключается, можно по цвету проводов. В любом случае ремонт следует проводить осторожно. Землю компрессора проще узнать, если соскоблить чуть-чуть краски с корпуса, прозвонить три контакта. Но этот метод оставляется напоследок, когда остальные не помогли.
Индукционные пускозащитные реле ДХР крепятся на неподвижную раму и работают в паре с компрессорами ДХМ. После обозначения может идти цифра, которая одинакова у обоих устройств. Различие конструкций в рабочем напряжении и токах срабатывания и отпускания. Для ускорения разрыва цепи при перегреве за биметаллической пластиной расположен магнит.
Индукционное реле компрессора холодильника РТП отличается тем, что может находиться и на проводе. Не обязательно крепить к раме. Работа ведется с компрессорами ДХМ 3 и 5. Отличие от ДХР в несколько меньшем токе срабатывания. Это позволит надежнее защитить компрессор. Ток отпускания такой же. Умельцы используют холодильные компрессоры, изготавливая аппараты высокого давления, ресиверы. Накачивают шины, используют пневматическое оборудование.
Прежде чем купить реле для холодильника, убедитесь, что изделие соответствует типу компрессора. Затем элемент необходимо правильно установить. Лучше брать именно ту марку, которая имелась до ремонта. Если реле холодильника Бирюса оснащена типом РТК, лучше такое и брать, несмотря на то, что для двигателя ДХМ подойдут также и РТП, и ДХР. Совместимость устройств помогут определить справочные таблицы. Указывают необходимые технические сведения.
Запуск асинхронного двигателя однофазной сетью 230 вольт
Напряжение 380 вольт – три фазы по 230 вольт каждая, оба случая рассматривают действующее значение. Вызывающее на пассивном сопротивлении аналогичный тепловой эффект. Переменное напряжение непрерывно меняется, цифру усредняют по времени. Результат называют действующим (эффективным) значением величины.
Чтобы двигатель асинхронного типа работал правильно, поле статора должно вращаться. Легко обеспечить (доказано Николой Тесла): на три обмотки подать соответствующие фазы. Происходит векторное сложение полей. Результирующий вектор плавно вращается, увлекая ротор. КПД трехфазных двигателей сети 380 В максимальный из прочих разновидностей, типов включений. В промышленности применяется непривычный жилому дому вольтаж. Может жилец получить 380 В? Гипотетически – да. Профессиональный электрик найдет три фазы, сдвинутые друг относительно друга на нужный угол (120 градусов).
Фаза одна. Вращение поля невозможно принципиально. Движение получают, складывая минимум два вектора. Приходится использовать услуги конденсатора, сдвигающего напряжение на 90 градусов. Фактически при схеме звезды или треугольника одна обмотка выполняет роль пусковой, заставляет поле вращаться. В дальнейшем величина меняется линейно, поскольку двигатель набрал обороты, инерции хватит сохранить вращательное движение. Переменное поле будет ритмично толкать ротор в нужном направлении. Плавность уступает результирующей сложения трех векторов, функционированию домашней бытовой техники хватает.
Что делает пусковая обмотка. Двигатель не войдет в рабочий режим, создает второй вектор, который в первом приближении позволяет считать поле внутри двигателя вращающимся. Неровного круга сдвинуть, раскрутить ротор хватает. Обороты набраны, пусковая катушка должна быть отключена, толку минимум, энергия тратится немалая, снижая КПД устройства.
Напряжение в сети
Чтобы узнать напряжение в вашей домашней электросети, проще всего воспользоваться мультиметром, замеряя и записывая получаемые результаты в различные периоды времени. Чем точнее вы узнаете какое минимальное и максимальное напряжение бывает у вас в квартире или доме, кроме того, замерите насколько интенсивно оно меняется, бывают ли резкие скачки или же изменения достаточно плавные, тем более подходящую именно для вас модель стабилизатора сможете подобрать.
Почему не стоит медлить с заменой неисправного реле
Конечно, народные «умельцы» уже научились запускать холодильник без пускозащитного реле, соединив контакты напрямую. Однако мастера со стажем категорически не советуют этого делать. В холодильнике каждая деталь несет свою полезную нагрузку. И исключение из электрической схемы любой составляющей чревато перегрузками механизмов, перегревом двигателя и, в лучшем случае, поломкой мотора-компрессора, а худшем – пожаром. Собственно, само по себе название детали говорит о том, что оно необходимо для правильного пуска агрегата. А защитная часть реле как раз спасает технику от избыточной тепловой нагрузки. Проще говоря – от перегрева.
Поэтому не откладывайте замену. При выборе ориентируйтесь на марку и характеристики запчасти, снятой с вашего холодильника. В идеале следует приобрести точно такую же модификацию детали и точно так же подключить ее к холодильному агрегату.
Надеемся, Вам пригодилась наша инструкция по диагностике и поиску поломки.
Демонтаж и замена компрессора
Если выявлена неполадка, то деталь следует заменять. Для этого можно воспользоваться услугами мастера или устраивать все ремонтные работы самостоятельно. Делается это тогда, когда приходит в негодность обмотка или происходит поломка какой-либо другой составляющей части.
Надеемся, что в вопросе, как проверить компрессор холодильника, для вас не осталось темных пятен и неопределенностей.
Также необходимо после ремонтных работ заливать масло в компрессор. Это необходимое условие для нормальной работы подшипников и недопущения быстрого износа деталей в результате трения.
Даже в том случае, если не удастся полностью самостоятельно устранить все поломки, вы получите точную информацию о неисправных деталях.
Все вышеописанные шаги помогут выполнить замену компрессора в холодильнике своими руками. Но если по каким-либо причинам, некоторые моменты остались непонятными, то можно воспользоваться представленным видео, где подробно разобраны все манипуляции.
Подключение по инструкции
Электрический двигатель, используемый для привода насоса, оснащается двойной обмоткой возбуждения. Для старта оборудования требуется повышенная мощность, поэтому в конструкции мотора предусмотрена пусковая обмотка. После начала работы происходит автоматическое переключение питания на рабочую обмотку, что обеспечивает снижение энергопотребления. Дополнительные реле, поддерживающие требуемый температурный фон, расположены до корпуса компрессора.
Чтобы подключить компрессор холодильника по заводской схеме, потребуется использовать кабель, оснащенный штепсельной розеткой. Провода подводятся к выводам на корпусе реле, поскольку для питания используется переменный ток, то полярность соединения не учитывается. Для обеспечения надежного контакта на кабелях устанавливаются клеммы, тип элементов зависит от модификации и производителя реле. После включения штепселя в розетку мотор должен заработать, если пуск закончился неудачей, то следует начать проверку компонентов в цепи питания.
Когда и зачем нужно такое подключение
Компрессор холодильного оборудования представляет собой поршневую машину с приводом от коллекторного электрического двигателя переменного тока. Привод и нагнетательный механизм установлены на раме внутри металлического замкнутого корпуса. Кожух крепится к корпусу холодильника болтами через опоры с резиновыми демпфирующими вставками. На корпусе установлено специальное пусковое реле, в которое выведены контакты обмоток. Реле работает совместно с термостатом, обеспечивая поддержание заданной температуры в морозильной камере холодильной установки.
Подсоединение напрямую применяется для проверки состояния обмоток электрического двигателя без учета состояния реле, термостата и соединяющей проводки. Перед началом тестирования следует проверить работоспособность обмоток, а также отсутствие пробоя электрических цепей на корпус компрессора.
Как подключить реле компрессора холодильника?
Чтобы подключить реле компрессора холодильника, необходимо выполнить несколько простых действий. При этом используется шланг стеклоомывателя. Найти его не составит труда. Он есть практически в любом магазине, который занимается продажей запчастей для автомобилей.
Что касается эксплуатации устройства, то важно следить за уровнем масла. Это позволит избежать перегрева
При этом длительность работы устройства не должна превышать сорока пяти минут. В противном случае оно может быстро выйти из строя.
Данное устройство является электрическим. Поэтому при его использовании необходимо соблюдать технику безопасности. Прежде чем приступать к эксплуатации, обязательно проверяется качество изоляции проводов. При этом применяется только специальный материал. Во время использования устройства руки должны быть обязательно сухими.
Также стоит отметить, что надеяться на долгую службу подобного устройства не стоит. Так как на это гарантий никто не сможет предоставить. Это необходимо учитывать, поэтому иногда лучше приобрести новый компрессор, чем использовать самодельный.
ВЫВОДЫ
Если подытожить получается: если у вас в квартире, доме или на даче, есть проблемы с напряжением, вы замечаете перепады – скачки или падения, проблемы в работе электрооборудования или светильников – ставить стабилизатор напряжения для холодильника просто необходимо.
При этом лучше всего выбрать недорогие однофазные релейные стабилизаторы, мощностью 1500-2000 ВА, либо рассчитывать под конкретную модель холодильника отдельно. Кроме указанной в статье Ресанты, я так же советую присмотрится к модели ELITECH АСН 2000 или QUATTRO ELEMENTI Stabilia 2000 , имеющие хорошие отзывы и заслужено выбираемые потребителями.
Так же прошу, если у вас есть опыт выбора, покупки и эксплуатации стабилизаторов для холодильников – обязательно пишите об этом в комментариях к статье, пусть даже он не очень удачный. Кроме того, как обычно приветствуются любые мнения, критика, вопросы – постараюсь всем оперативно ответить!
Источник
Основные признаки неисправности
Существует два основных «симптома» поломки реле. Это недозаряд или перезаряд аккумулятора. Также неисправность детали можно определить по тусклому свечению фар либо по изменению их яркости при повышении оборотов двигателя.
При недозаряде машина будет запускаться с большим трудом. Однако проявление этого «симптома» может быть и не связано с генератором. Поэтому в первую очередь следует удостовериться в исправности АКБ.
Если же происходит перезаряд батареи – можно не сомневаться, что проблема кроется именно в поврежденном реле. Существуют и другие возможные причины перезаряда, но они встречаются крайне редко. Из-за перезаряда может начаться выкипание АКБ. Определить это можно по уменьшению количества электролита в банках и появлению на батарее белого налета.
При возникновении подозрений на перезаряд или недозаряд АКБ следует провести диагностику генератора.
Причины поломки
Зачастую причина поломки обусловлена естественным износом определенных элементов этой детали либо в целом неправильной эксплуатации оборудования.
Можно выделить 2 основных признака неисправности именно этого элемента холодильника:
- Мотор прибора включается, но через короткое время выключается, либо же вообще не запускается. Вполне вероятно, что закоротило контакты в обмотке.
- Двигатель не запускается, но ток к нему при этом поступает. Возможная причина – ослабление пружины, что требует оперативной замены пускового реле.
Читать далее: Ремонт деревянных полов в квартире своими руками цена
Замена реле холодильника
Замена реле в холодильнике проводится в сервисном центре или самостоятельно в домашних условиях. Для проведения работы требуется тестер и отвертка, которой выполняется демонтаж элемента.
Снятие реле
Самостоятельно снять устройство можно с учетом нижеприведенных моментов:
- Перед проведением любых работ устройство должно быть отключено от сети, после чего нужно подождать некоторое время для обесточивания всей системы.
- Тип РТП снимается путем простого отсоединения контактов. Реле на холодильник для пуска двигателя часто устанавливается без изоляции контактов, что становится причиной появления окиси на контактах. Поэтому могут возникнуть проблемы с демонтажем.
- Заменить устройство можно с учетом того, каким образом оно крепится. Применяются заклепки, винты и защелки. Выкрутить винты можно отверткой, защелки отжимаются.
Тип применяемого метода крепления во многом зависит от модели холодильника. Заменить механизм можно самостоятельно только путем подбора реле с учетом характеристик оборудования.
Выбор реле
Проведя проверку механизма, часто можно обнаружить, что нужно провести его полную замену. Пусковое реле холодильника выбирается с учетом нижеприведенных моментов:
- Технических характеристик, которые указываются в инструкции по эксплуатации.
- По параметрам установленного двигателя.
- Механизм продается по различной цене: от 500 до 3000 рублей.
Производители указывают то, какие должны устанавливаться механизмы.
Подключение реле
Подключить к компрессору можно самостоятельно. Работа проводится по следующей схеме:
- отключить электроприбор от сети;
- подождать несколько минут для полного обесточивания оборудования;
- открепить шланг водоснабжения от задней стенки и отодвинуть, чтобы случайно не повредить;
- выкрутить крепежные элементы, фиксирующие защитную панель, убрать в сторону;
- старое пусковое реле удалить, если его нет, найти местоположение на компрессоре;
- подсоединить разъем к новому устройству;
- вставить на положенное место;
- подключить провода согласно маркировке;
- зафиксировать пусковой механизм винтами, защелками;
- поставить заднюю панель на место, прикрутить;
- прикрепить шланг водоснабжения, зафиксировать;
- включить в электрическую сеть для проверки.
После этого проводится установка исправного устройства. Сложная схема подключения предусматривает подключение дополнительных проводов, за счет которых осуществляется управление устройством.
Если холодильник работает не стабильно и проверяли реле, есть вероятность выхода из строя одного из важных узлов. Невысокая стоимость механизма позволяет заменить его быстро и без существенных затрат. На момент установки нового устройства нужно быть аккуратным, так как неправильное подключение может привести к неисправности.
История вопроса
Сервисная служба получила стандартную заявку: необходимо отремонтировать холодильник «Аристон», причина — перестал морозить. Диагностика показала, что повинен в проблеме температурный датчик. Замена неисправного элемента прошла удачно, но спустя приблизительно 2 недели, вновь была получена заявка от того же Клиента.
Мастер был готов отремонтировать холодильник по гарантии, но проверка агрегата установила, что датчик на сей раз в норме, а неисправен компрессор. Заказчик решился на капитальную замену узла (признаемся, эта процедура не из дешевых), но спустя полтора месяца обратился за помощью снова. Стало ясно, что дело не в агрегате, но тогда в чем? Для столь частых скачков напряжения необходимо наличие внешних мощных сил.
В беседе с мастером Клиент признался, что во дворе его дома идет стройка, из-за которой свет в квартире постоянно мерцает. Когда он в очередной раз заметил, что напряжение начало «скакать», он отключил холодильник из сети (ведь его совсем недавно починили), а повторное подключение произвел минуты через 2. Причем подобные манипуляции он проводил регулярно в благих целях.
Картина наконец-то прояснилась. Многострадальный холодильник, несмотря на увещевания мастера и прописанные в инструкции рекомендации, подключали к сети сразу же после отключения. Десятиминутная пауза спасла бы агрегат от поломки.
Задержка повторного пуска компрессора необходима для стабилизации давления во всех гидравлических узлах агрегата. Данное требование обусловлено инерционностью системы и здравым смыслом.
Принцип работы пускового реле
Несмотря на большое количество производителей комплектующих к холодильникам, схема работы и конструкция пусковых реле практически одинакова. Разобравшись в принципе их действия можно самостоятельно отыскать и устранить неисправность.
Схема устройства и подключение к компрессору
Электрическая схема реле имеет два входа от источника питания и три выхода на компрессор. Один вход (условно – ноль) проходит напрямую, а другой (условно – фаза) внутри устройства расщепляется на два:
- первый проходит напрямую на рабочую обмотку;
- второй проходит через разъединяющиеся контакты на пусковую обмотку.
Если реле не имеет посадочного места, то при подключении к компрессору необходимо не ошибиться с порядком соединения контактов. Распространенные в Интернете способы определения типов обмотки с помощью измерения сопротивления не верны в общем случае, так как у некоторых двигателей сопротивление пусковой и рабочей обмотки одинаковы.
Электрическая схема пускозащитного реле может иметь незначительные модификации в зависимости от производителя. Например, защитный блок может быть вынесен на жилу, которая расположена внизу на рисунке
Поэтому необходимо найти документацию или разобрать компрессор для понимания расположения проходных контактов. Также это можно сделать при наличии символьных идентификаторов возле выходов:
- «S» – пусковая обмотка;
- «R» – рабочая обмотка;
- «C» – общий выход.
Реле отличаются способом крепления на раме холодильники или на компрессоре. Также они имеют свои токовые характеристики, поэтому при замене необходимо подобрать полностью идентичное устройство, а лучше – той же модели.
Замыкание контактов посредством индукционной катушки
Электромагнитное пусковое реле работает по принципу замыкания контакта для пропуска тока через пусковую обмотку. Основной действующий элемент устройства – соленоидная катушка, последовательно включенная в цепь с основной обмоткой двигателя.
В момент запуска компрессора, при статичном роторе, по соленоиду проходит большой стартовый ток. В результате этого создается магнитное поле, которое перемещает сердечник (якорь) с установленной на нем токопроводящей планкой, замыкающей контакт пусковой обмотки. Начинается разгон ротора.
При увеличении числа оборотов ротора, величина проходящего через катушку тока снижается, вследствие чего напряжение магнитного поля уменьшается. Под действием компенсирующей пружины или силы тяжести сердечник возвращается на исходное место и контакт размыкается.
На крышке реле с индукционной катушкой есть стрелка «верх», которая указывает правильное положение устройства в пространстве. Если его разместить по-другому, то не произойдет размыкание контактов под действием силы тяжести
Мотор компрессора продолжает работать в режиме поддержания вращения ротора, пропуская ток через рабочую обмотку. Следующий раз реле сработает только после остановки ротора.
Регулирование подачи тока позистором
Выпускаемые для современных холодильников реле часто используют позистор – разновидность теплового резистора. Для этого устройства существует температурный диапазон, ниже которого оно пропускает ток с незначительным сопротивлением, а выше – сопротивление резко увеличивается и происходит размыкание цепи.
В пусковом реле позистор интегрирован в цепь, ведущую к стартовой обмотке. При комнатной температуре сопротивление этого элемента незначительное, поэтому при начале работы компрессора ток проходит беспрепятственно.
По причине наличия сопротивления позистор постепенно нагревается и по достижению определенной температуры происходит размыкание цепи. Остывает он только после прекращения подачи тока на компрессор и снова срабатывает на пропуск при повторном включении двигателя.
Позистор имеет форму низкого цилиндра, поэтому профессиональные электрики его часто называют «таблеткой».
Прибор токовой защиты
В двигателях асинхронного типа предусмотрены несколько видов защиты от превышения потребляемым током заданной величины. Это происходит при КЗ в рабочих цепях или при перегреве узлов из-за отказа вентилятора (срабатывает тепловая защита). Вместе с тем не исключены ситуация, когда двигатель в течение некоторого времени (порядка нескольких секунд) работает в режиме предельных токов, превышающих норму в 2-5 раз. Как правило, это случается при резком увеличении нагрузки на валу из-за явления заклинивания.
При этом потребляемый от сети ток также возрастает, но его величина не достигает значений КЗ. Вследствие этого защитный автомат не успевает отключить цепь питания. Тепловое реле также не срабатывает, поскольку за такое короткое время температура его контакта измениться не успевает. Самый верный способ защитить двигатель от перегрузки в этом случае – использовать прибор токовой защиты, устанавливаемый в следующих местах:
- Во внутренней полости компрессора.
- В отдельном корпусе.
- Внутри самого ПР.
В последнем случае получается устройство, сочетающее в себе функции подключения пусковой цепи и защиты по току. Специалисты называют его пускозащитным реле (ПЗР).
Действие этого устройства основано на 3-х принципах:
- с увеличением тока проводящие материалы нагреваются;
- вследствие этого наблюдается расширение металла;
- для разных типов металлических материалов коэффициент расширения различен.
Всем этим принципам удовлетворяют конструкции, изготовленные в виде сваренных между собой биметаллических пластин с отличным КТР (коэффициентом теплового расширения).
Из-за различия этих показателей при разогреве от протекающего по ней тока такая пластина начинает изгибаться; причем один из ее концов остается в фиксированном положении. Одновременно второй слегка отклоняется и размыкает рабочий контакт. Каждый тип биметаллических пластин рассчитывается на определенный ток, так что при замене ПЗР потребуется убедиться в его совместимости с неработающим прибором.
Проверка работоспособности компрессора
Проверить мотор можно при помощи тестового прибора, переключенного в режим измерения сопротивления. С реле демонтируется защитный кожух, из корпуса насосного агрегата выведены 3 провода, которые подсоединены к общему выходу, рабочей и пусковой обмотке. Щупы прибора поочередно подсоединяются к контактам, сопротивление обмоток зависит от модификации электрического двигателя и даты выпуска. Нормальным считается значение в диапазоне 15-40 Ом, при отклонении параметра на 10 Ом и выше агрегат неисправен.
Для проверки состояния изоляционного слоя тестер подключается к выводам и корпусу компрессора. Рекомендуется прикладывать щуп к участку с удаленным слоем краски. На исправном агрегате цепь будет разомкнутой (измеритель покажет бесконечное сопротивление). После этого запускаем компрессор, подсоединив провода напрямую к контактам в распределительной коробке. Если прибор покажет конечное значение сопротивления, то имеется пробой или повреждение изоляционного слоя. Такое изделие запускать запрещено во избежание поражения пользователя электрическим током.
Основные параметры конденсаторов
Ёмкость конденсатора-характеризует энергию,которую способен накопить конденсатор,а также ток который он способен пропустить через себя. Измеряется в Фарадах с множительной приставкой (нано, микро и т.д.).
Самые используемые номиналы для рабочих и пусковых конденсаторов от 1 мкФ (μF) до 100 мкФ (μF).
Номинальное напряжение конденсатора- напряжение, при котором конденсатор способен надёжно и долговременно работать, сохраняя свои параметры.
Известные производители конденсаторов указывают на его корпусе напряжение и соответствующую ему гарантированную наработку в часах,например:
- 400 В — 10000 часов
- 450 В — 5000 часов
- 500 В — 1000 часов
Видео- замена реле в холодильнике
В случае неисправности и подозрении на неисправность пускозащитного реле требуется немедленная замена пускового реле холодильника
, иначе последствия могут быть необратимы, а компрессор придется полностью заменить. Впрочем, некоторые источники утверждают, что пускозащитное реле можно отремонтировать. Это абсолютно не так. Для возобновления работы холодильника и нормального функционирования поможет только
замена пускозащитного реле
.
Основные признаки неполадок пускового реле
Возникновение нехарактерных звуков при включении компрессора: дребезжание, щелчки, скрип, сильный гул.
Мотор-компрессор внезапно отключается сразу после запуска или не включается вовсе.
Пусковое реле очень часто включается, то запуская, то останавливая работу компрессора с различными интервалами времени.
Если вы стали замечать, что подобные признаки имеют место быть, необходимо как можно скорее вызвать мастера на дом и осуществить диагностику для установки точной причины, после чего выполнить ремонт холодильников недорого.
Стоимость замены пускозащитного реле
Замена пускозащитного реле
– работа не особо затратная. Гораздо дороже стоят другие ремонтные работы, связанные с устранением неисправностей, вызванных поломкой этого компонента. Неисправное реле может спровоцировать более серьезную неисправность, в частности вывести из строя компрессор. Замена компрессора обойдется в разы дороже, поэтому при первых же признаках поломки реле необходимо обращаться за помощью в сервисную службу. Таким образом, вы сможете значительно сэкономить и уберечь свою технику от необратимых последствий.
Говоря о стоимости услуг мастера, тут все индивидуально и зависит он нескольких пунктов:
Марки и модели вашего неисправного холодильника.
Цены нового компонента.
Сложности манипуляции, потому как в некоторых моделях требуется разборка корпуса холодильного аппарата.
Года выпуска бытового прибора и срока его использования (для моделей, старше 5 лет, проблематично найти подходящую деталь).
Конечная цена работы будет известна только после проведения диагностики. Наш специалист обязательно вам озвучит стоимость предстоящего ремонта и приступит к замене пускового реле, в случае вашего согласия. По завершении всех процедур мастер запустит холодильник в тестовом режиме и выпишет гарантийный талон.
Как провести замену реле холодильника
Для визуализации и обнаружения реле нужно развернуть холодильник задней стенкой. Реле располагается на компрессоре и имеет защитную пластмассовую коробку. Для замены нужно ее снять, предварительно отсоединив провода и клеммы. Проверьте контактные группы на обугливание. В случае необходимости зачистите их острым ножом и удалите лишнее. После этого замените пусковое реле, поставьте защитную крышку на свое место и подключите все провода на свои места. Провести замену реле холодильника самостоятельно
совсем не сложно, тем не менее, нужно знать основы пользования инструментом, а главное грамотно и точно диагностировать, что неисправен именно данный компонент. Подробно смотрите в видео.
Диагностика двигателя холодильника
Если все же решено выполнить починку и проверку компрессора холодильника самостоятельно, то сначала осуществляют полную предварительную диагностику основного двигателя. Для этого выполняют следующие действия:
- Убеждаются какую температуру имеет конденсат. Так как в этом случае может возникнуть недостаточная закачка охлаждающего газа.
- Если дело не в этом, то используют мультиметр. Он поможет убедиться, что корпус не пробивает.
- Если проблема не в этом, то проводят дальнейшую проверку. Для этого отсоединяется проводка контактов. Затем осуществляют разрез трубок мотора. Раскручивают корпус и извлекают реле. После чего можно осуществить замер уровня сопротивления между двумя контактами.
Обрыв или прожиг провода в одной из обмоток – наиболее частая причина поломки всего блока компрессора.
Срабатывание защитного реле
Зачастую защитное реле срабатывает в том случае, когда повышается сила тока в цепи обмоток двигателя. Это необходимо для предохранения обмотки двигателя от сгорания. Подобные единичные срабатывания реле не влияют на работу холодильника и охлаждение продуктов.
В случае неисправности защитное реле начинает слишком часто срабатывать. Об этом могут сигнализировать характерные щелчки, которые раздаются при размыкании контактов.
В зависимости от того, как часто и по какой причине срабатывают реле, мотор может или периодически включаться и охлаждать камеру, либо не работать вообще. Удостовериться в частом срабатывании защитного реле можно при помощи контрольной электрической лампочки. Концы провода лампочки следует присоединить к защитному реле и зафиксировать его в рабочем положении. Если мотор-компрессор выключается по причине срабатывания реле, контрольная лампочка при этом загорится. Если мотор-компрессор выключается по причине неисправного терморегулятора, лампочка загораться не будет.
Причиной частого задействования пускозащитного реле может быть недостаточное напряжение в сети, слабое крепление самой детали либо ее неисправность. При исправной детали защитное реле может очень часто срабатывать из-за заеданий в компрессоре либо обрыва пусковой обмотки. В таком случае двигатель вообще не включается и холодильный агрегат не функционирует.
Не рекомендуется во время проверки подключать мотор-компрессор в сеть напрямую.
Поиск и устранение неполадок
С учетом того, что количество элементов в реле незначительно – проверить их исправность удается методом последовательного исключения. Для этого достаточно запастись плоской отверткой и мультиметром. Во время ремонта важно обратить внимание на следующие моменты.
Чисто конструктивно э/м реле – это приборы с контактами, разомкнутыми в нормальном состоянии. Позисторный вариант коммутирующего прибора имеет контакты, первоначально замкнутые. В первом случае при старте мотора ток по цепи запуска не протекает, а во втором – наоборот.
Если заведомо рабочий компрессор не запускается – это означает, что напряжение на пусковой катушку не поступает. Причина в этом случае заключается в следующем:
- Срабатывание реле защиты по току.
- Разрыв цепи, по которой в исходном состоянии должен протекать ток.
- Неисправность позистора.
Рассмотрим каждую их этих неполадок более подробно
Неисправности в реле защиты по току (РЗТ)
В ситуации, когда холодильник включается на некоторое время (5-20 секунд), а затем отключается – это означает срабатывание РЗТ.
Причины его отключения перечислены ниже:
- срабатывание связано с повреждением рабочей обмотки (реле срабатывает от перегрузки по току);
- стартовое реле не размыкает контакты в цепи запуска;
- неисправно токовое реле, срабатывающее при минимальном нагреве.
Если при прозвонке мультиметром обнаруживается обрыв цепи питания обмоток – скорее всего, неисправно само реле защиты. Обычно причиной этого является нарушение контакта в биметаллической пластине. Самый простой выход из положения – заменить поврежденный прибор новым.
Неполадки в цепи запуска
Неисправности этого типа выявляются с помощью обычного мультиметра, посредством которого потребуется прозвонить следующие электрические цепи:
- При обнаружении обрыва на участке до рабочей обмотки необходимо проверить исправность ПЗР.
- В этом случае особое внимание обращается на залипание или окисление его контактов.
- При отсутствии прозвонки на участке до катушки пуска помимо обрыва цепи возможны неисправности ПЗР или отсутствие контакта в соединительных планках.
В устройстве с индукционной катушкой для восстановления контакта придется вручную поднять контактную планку с возвратной пружиной.
Неисправность позистора
Чтобы убедиться в работоспособности позистора потребуется проверить его сопротивление в различных состояниях. Для этого следует дождаться, когда он полностью остынет и прозвонить его цепь мультиметром или подобным ему прибором. Если тестер показывает полное отсутствие тока или значительное по величине сопротивления – позистор следует заменить новым образцом.
Для проверки режима отключения нужно подключить к позистору какую-нибудь нагрузку (к примеру – лампу накаливания на 100 Ватт). Для этого потребуется вилка с клеммами, подсоединяемая ко входной цепи устройства. Идущие от лампы провода подключают к разъему, контакты которого соединены с нулем питания и фазным концом пусковой обмотки.
При включении в сеть по всей защитной цепи и через лампу начинает течь ток и она загорится. Поскольку его величина значительно ниже, чем при запуске мотора – защитный элемент нагревается очень долго (для выбранной лампы этот промежуток составит порядка 20-40 секунд).
Если со временем лампочка накаливания погаснет, то можно быть уверенным в исправности испытываемого элемента. Если ничего не произойдет и цепь со временем не прервется – это значит, что позистор неисправен. В сложившейся ситуации проще всего приобрести новый прибор.
Проблемы с контактами
Известно две причины рассматриваемой неисправности. Это – отсутствие тока в цепи при вроде бы замкнутых контактах и их залипание из-за потери упругости пластин. Первый случай характерен для ситуации, когда контактные пяточки сильно окислились. Решить проблему удается их зачисткой с использованием наждачной бумаги. Другая причина – деформация самой прижимной планки. В этом случае потребуется восстановить ее форму, обеспечивающую нормальный прижим и контакт.
Более сложная неисправность – залипание планки со штырем, срабатывающей при протекании тока через соленоид и не отходящей при его отключении. Для устранения этой неполадки потребуется почистить элементы, управляющие узлом коммутации.
Неисправность компрессора: признаки
Довольно часто поломки холодильного оборудования происходят по причине неисправности компрессора. Чаще всего распознать эту проблему можно по следующим признакам:
- на стенках холодильника намерзают заметные глыбы льда (часто такое случается при отсутствии системы No Frost);
- при работе компрессора слышится громкий звук, но холодильник не морозит;
- при включении холодильника наблюдается сильная вибрация;
- компрессор не отключается;
- холодильник перемораживает продукты.
Система No Frost
Для того, чтобы разобраться с проблемой, необходимо рассмотреть признаки поломки подробнее.
Таблица 2. Признаки поломки компрессора
Поломка | Причины |
Компрессор функционирует, но не морозит | Причиной проблемы часто является утечка холодильного агента из-за неправильной перевозки агрегата. Кроме того, это происходит в случае неисправности ТЭНа. |
Если в холодильнике имеется компрессор инверторного типа, то после набора нужной температуры, он все равно функционирует, но только минимальных оборотах.
Существуют и другие причины неисправности:
Компрессор не перестает работать | Такая проблема возникает по следующим причинам:
|
Компрессор гудит, но не функционирует | Посторонний шум при работе компрессора часто возникает при наличии болтов, которые необходимо демонтировать после транспортировки. Тем не менее, это касается только новых устройств. |
- деформация патрубка;
- поломка терморегулятора.
Компрессор холодильника включается, а затем сразу отключается Выделяют следующие причины неисправностей: - поломка пускового реле, которое отвечает за запуск мотора;
- обрыв внутренней намотки;
- обмотка пускового реле оборвалась и компрессор перегревается.
Решение проблемы
Чтобы уберечь холодильник от перепадов напряжения, требуется соблюдение определенных правил:
- использование специальных агрегатов;
- соблюдение основных правил эксплуатации электроприборов;
- ремонт всех розеток, вилок и других элементов электросети;
- для включения холодильника следует использовать индивидуальную розетку, в которую не нельзя включать и другие электроприборы.
Оптимальным решением проблемы станет установка специальных агрегатов, которые защитят оборудование от скачков напряжения. К ним относится:
- Реле контроля напряжения. Используется одно устройство для защиты всей техники в доме. Оно самостоятельно производит отключение электроэнергии при изменении показания ниже или выше границы нормы. Реле включает электроэнергию после нормализации напряжения. Дополнительно выдерживается пауза. Ее длительность может устанавливаться самостоятельно или быть заложенной автоматически.
Реле контроля напряжения
- Групповые реле контроля напряжения. Состоит в нескольких реле контроля напряжения. Для холодильника используется отдельное реле. Одно включается с определенной задержкой, а остальная техника в доме может включиться быстрее. Преимуществом такого метода является высокий показатель надежности. Недостатком является высокая цена и необходимость наличия места в электрическом щитке.
- Стабилизаторы напряжения. Относится к достаточно дорогой аппаратуре, поэтому рекомендуется выбрать в случае, если часто происходят перепады напряжения или в доме установлена дорогая техника.
Стабилизатор напряжения
- Сетевые фильтры. Защищают от незначительных скачков напряжения. Используются только для одного устройства. Применение такого фильтра требует качественного заземления. Если не подключить его правильно, сетевой фильтр будет выполнять только функции удлинителя.
Сетевые фильтры
Это основные методы защиты холодильника от скачков напряжения. Простые можно реализовать и самостоятельно. Для установки сложных устройств может потребоваться помощь мастера.
Принцип работы пускового реле
Несмотря на большое количество запатентованных продуктов от различных производителей, схемы работы холодильников и принципы действия пусковых реле практически одинаковы. Разобравшись в принципе их действия можно самостоятельно отыскать и устранить неисправность.
Схема устройства и подключение к компрессору
Электрическая схема реле имеет два входа от источника питания и три выхода на компрессор. Один вход (условно – ноль) проходит напрямую.
Другой вход (условно – фаза) внутри устройства расщепляется на два:
- первый проходит напрямую на рабочую обмотку;
- второй проходит через разъединяющиеся контакты на пусковую обмотку.
Если реле не имеет посадочного места, то при подключении к компрессору необходимо не ошибиться с порядком соединения контактов. Распространенные в Интернете способы определения типов обмотки с помощью измерения сопротивления не верны в общем случае, так как у некоторых двигателей сопротивление пусковой и рабочей обмотки одинаковы.
Электрическая схема пускозащитного реле может иметь незначительные модификации в зависимости от производителя. На рисунке приведена схема подключения этого устройства в холодильнике Орск
Поэтому необходимо найти документацию или разобрать компрессор холодильника для понимания расположения проходных контактов.
Также это можно сделать при наличии символьных идентификаторов возле выходов:
- “S” – пусковая обмотка;
- “R” – рабочая обмотка;
- “C” – общий выход.
Реле отличаются способом крепления на раме холодильники или на компрессоре. Также они имеют свои токовые характеристики, поэтому при замене необходимо подобрать полностью идентичное устройство, а лучше – той же модели.
Замыкание контактов посредством индукционной катушки
Электромагнитное пусковое реле работает по принципу замыкания контакта для пропуска тока через пусковую обмотку. Основной действующий элемент устройства – соленоидная катушка, последовательно включенная в цепь с основной обмоткой двигателя.
В момент запуска компрессора, при статичном роторе, по соленоиду проходит большой стартовый ток. В результате этого создается магнитное поле, которое перемещает сердечник (якорь) с установленной на нем токопроводящей планкой, замыкающей контакт пусковой обмотки. Начинается разгон ротора.
При увеличении числа оборотов ротора, величина проходящего через катушку тока снижается, вследствие чего напряжение магнитного поля уменьшается. Под действием компенсирующей пружины или силы тяжести сердечник возвращается на исходное место и контакт размыкается.
На крышке реле с индукционной катушкой есть стрелка “верх”, которая указывает правильное положение устройства в пространстве. Если его разместить по-другому, то не произойдет размыкание контактов под действием силы тяжести
Мотор компрессора продолжает работать в режиме поддержания вращения ротора, пропуская ток через рабочую обмотку. Следующий раз реле сработает только после остановки ротора.
Запуск мотора
По своей сути используемые в компрессорах приводные моторы – это однофазные асинхронные двигатели (АД), оснащенные пусковой обмоткой. Основу их конструкции составляют неподвижный статор с комплектом катушек и вращающийся ротор. Подвижная часть двигателя или ротор – это полый цилиндр из алюминия (его называют еще «беличьей клеткой»).
Статор двигательного агрегата содержит пару рабочих обмоток, одна из которых является основной, а вторая выполняет функцию пусковой. Они расположены по отношению одна к другой под прямым углом, либо наматываются в противоположных направлениях, образуя своеобразный «бифиляр». Протекающий по основной обмотке ток создает э/м поле с изменяющимся направлением вектора. При вращающемся роторе по закону э/м индукции в двигателе создается равнодействующая магнитных потоков (ЭДС). Как правило, ее достаточно для того, чтобы поддержать его вращение за счет протекающего по основной катушке тока.
Если ротор в начальном положении неподвижен (что считается нормой), то результирующая ЭДС приближается к нулевому значению. В этом случае для запуска двигателя потребуется дополнительное усилие, обеспечивающее требуемую величину пускового момента. Для этих целей и нужна стартовая катушка.
Для запуска и нормальной работы мотора токи в катушках должны быть смещены по фазе один относительно другого. По этой причине в его конструкции предусмотрен дополнительный, смещающий фазу элемент (дроссельный или конденсаторный). Как только двигатель развивает нужные обороты – необходимость в стартовой катушке отпадает.
Вывод: Для нормального запуска АД нужно задействовать сразу обе катушки (основную и пусковую). С другой стороны для режимного вращения ротора достаточно только одной – основной. Для своевременной коммутации этих цепей и используется пусковое реле, включаемое непосредственно перед компрессором.
Подключение компрессора без переключателя
Подключение компрессора в систему без реле осуществляется согласно схеме, которую мы привели ниже.
Схема подключения мотора без реле
Необходимо взять проводник с двумя жилами на одной стороне и штекером на другой стороне. Один контакт следует присоединить к главной точке, а другой на рабочую обмотку. Теперь эти контакты следует соединить и воткнуть штекер в розетку. В этом случае исправный холодильник будет функционировать.
Видео – Подключение компрессора без переключателя
Описание главных элементов холодильника
Каждый элемент оборудование участвует в общем тепловом обмене. Именно благодаря правильному функционированию устройств, поддерживается постоянная и минусовая температура в камерах агрегата. Для того, чтобы понять, как это происходит, необходимо подробнее рассмотреть работу каждого элемента.
Двигатель-компрессор: функциональное назначение
Это основной узел устройства, который обеспечивает слаженную циркуляцию холодильного агента в системе теплового обмена. В агрегате устанавливают до двух компрессоров, в зависимости от назначения.
Главная функция мотора – осуществлять движение компрессора. Это значит, что он отвечает за процесс преобразования электрической энергии в движение компрессора. Усовершенствованные модели устройств комплектуются поршневыми компрессорами, внутри которых находится двигатель. Таким образом, исключается вероятность потери фреона, поэтому агрегаты менее подвержены поломкам.
Подводим итоги
Даже если подключение компрессора кажется сложной задачей, то после изучения схемы у вас получится справиться с процессом. Здесь необходимо соблюдать последовательность действий, работать неторопливо и вдумчиво. Желаем удачи!
Как избавиться от неприятного запаха в холодильнике? В специальной публикации будут рассмотрены различные способы борьбы с этим неприятным явлением, с использованием готовых составов, предназначенных именно для таких целей, и подручных средств, некоторые из них можно найти на каждой кухне.
Понравилась статья? Сохраните, чтобы не потерять!
Проверка пускового и рабочего конденсаторов
Проверить конденсатор можно с помощью измерителя ёмкости конденсаторов, такие приборы выпускаются как отдельно, так и в составе мультиметра- универсального прибора, который может измерять много параметров. Рассмотрим проверку мультиметром.
- обесточиваем кондиционер
- разряжаем конденсатор, закоротив еговыводы
- снимаем одну из клемм (любую)
- выставляем прибор на измерение ёмкости конденсаторов
- прислоняем щупы к выводам конденсатора
- считываем с экрана значение ёмкости