225 квартир серии 1-410 было у нас в работе!
Дома серии 1-410 строились в период 1954-1961 гг. преимущественно в столице и Московской области. Высота этих кирпичных зданий серого, песочного или красного цвета без облицовки – от двух до пяти этажей. Кирпич обеспечивает хорошую тепло- и шумоизоляцию. Строительство приостановили в связи с разработкой более благоустроенных панельных зданий.
Год постройки | 1954-1961 |
Этажность | от 2 до 5 |
Тип дома | Кирпичный |
Материал стен | Наружные стены – кирпичные. Обычно кирпич силикатный, бывает также силикатный глиняный, обыкновенный, толщиной 51-64 см. Толщина внутренних стен — 51 см, материал — кирпич. |
Материал перекрытий | Перекрытия – железобетонные многопустотные плиты толщиной 22 см. |
Материал фасадов | Облицовки как правило нет. Цвета: серый, красный, песочный. |
Отопление | Центральное, водяное |
Что представляет собой L-410?
L-410 Turbolet — двухвинтовой самолет, разработанный в конце 1960-х годов чехословацким предприятием Let Kunovice (ныне — чешский завод Aircraft Industries). Лайнер предназначен для местных авиалиний и пригоден для эксплуатации на грунтовых, травяных и снежных площадках, на аэродромах с короткими взлетно-посадочными полосами. Коммерческая эксплуатация самолета началась в 1973 году.
На лайнере установлены двигатели М601 и H80 компании GE Aviation Czech (бывшее чешское моторостроительное предприятие Walter, приобретенное в 2008 году американской компанией GE Aviation — подразделением корпорации General Electric).
С 1969 года было построено 1104 различных модификаций (больше всего — L-410 UVP), 862 из них были поставлены в Советский Союз и активно использовались для перевозок пассажиров и грузов на местных воздушных линиях. В 1990-х спрос на эти самолеты и темпы их производства снизился более чем в десять раз.
К началу 1992 года в СССР оставалось около 750 L-410. По состоянию на 2012 год в мире эксплуатировалось более 400 самолетов.
В 2008 году 51% акций Let Kunovice (Aircraft Industries) выкупило российское общество «Уральская горно-металлургическая компания» (УГМК). В 2013 году УГМК приобрела оставшиеся 49% акций компании. С 2021 года сборка L-410 в России ведется на базе Уральского завода гражданской авиации в Екатеринбурге. 2 июля 2021 года завод выпустил несколько версий самолета L-410 для эксплуатации в экстремальных условиях, в том числе с лыжами для посадки на снега в Арктике.
Крушение самолета L-410 под Иркутском. Главное Подробнее
Конструктивные особенности серии и отделка фасадов
Во времена ее возведения серия 1-511 считалась наиболее дорогостоящей по себестоимости «хрущевкой», хотя в самых ранних домах серии использовался кирпич невысокого качества — силикатный. Позднее его заменяли на пористо-дырчатый либо семищелевой кирпич, ширина кладки которого в наружных стенах достигала 38-40 см. У лестничных клеток стены, так же как и межквартирные, возводились из гипсобетона и были тоньше наружных (27-38 см), а межкомнатные перегородки были сделаны из гипсобетонных панелей (8 см). В качестве межэтажных перекрытий использовались многопустотные ЖБ-плиты.
Крыша в ранних версиях здания 1-511 была четырехскатной с шиферным покрытием либо с покрытием из кровельного железа. В более поздних домах плоская кровля имела незначительный двускатный уклон, а в качестве покрытия использовалась гидроизоляция рулонного типа.
Горячее водоснабжение в домах серии1-511 может быть как централизованным – от городской сети, так и локальным – с установкой газовых колонок. В «пятиэтажках» этой серии нет лифтов, мусоропровод был оборудован только в некоторых домах, первый этаж обычно занимают жилые квартиры. Достоинством этой серии являются толстые наружные стены из кирпича, которые обеспечивали жилым помещениям хорошие показатели тепло- и шумоизоляции.
Какие существуют модифкации самолета?
У L-410 есть несколько модификаций:
- стандартный пассажирский вариант для 19 пассажиров (с возможностью расширения багажного отделения), имеются переднее (для 100 кг груза) и заднее (для 150 кг груза) багажные отделения, доступные из пассажирской кабины;
- санитарный вариант: самолет оборудован шестью носилками с крепежными поясами, имеется откидной столик и сиденье для врача и двух сопровождающих лиц;
- скорая медицинская помощь: в распоряжении профессиональное медицинское оборудование, в том числе операционный стол, баллоны с кислородом, лампы и т. д., места для хранения медицинского инвентаря, сиденье для врача, медицинского персонала и сопровождающего лица;
- грузовой вариант: предоставляет возможность перевозки до 1700 кг груза;
- парашютный вариант: с откидными сиденьями и ремнями безопасности для 18 парашютистов, широкими, специально доработанными подъемными дверьми, внешней площадкой для фотографа и световой сигнализацией.
Наиболее современная модификация — L-410 NG (выпускается с 2018 года). От базовой модели новинка отличается улучшенными летными и эксплуатационными характеристиками. Лайнер способен перевезти до 19 пассажиров или 2 300 кг груза на расстояние до 2 750 км.
Что известно о крушении самолета с парашютистами в Кемеровской области? Подробнее
Особенности планировки
В доме предусмотрено от двух до пяти секций. На этаже – по 6 квартир с раздельными ванной и туалетом. Во всех квартирах, а они здесь двух-, трех- и четырехкомнатные, – естественная вентиляция. Однокомнатных квартир в этих зданиях нет, а площадь остальных соответственно 52, 80 и 100 кв. м. Первый этаж преимущественно также занят жилыми помещениями.
Высота потолков достаточно большая – 2,8-3 м. Предусмотрены стандартные удобства – водопровод, канализация, отопление. Из недостатков – отсутствие лифта, централизованного мусоропровода и маленькие балконы, которые к тому же есть не во всех квартирах.
Хотите узнать более подробно или у Вас есть свои личные вопросы? позвоните нам +7 (495) 181-13-09 или закажите обратный звонок
Хронология катастроф самолетов L-410 в России
С конца 1991 года по настоящее время на территории РФ произошло не менее семи крушений воздушных судов этого типа. Последняя до сегодняшнего дня катастрофа L-410 в России произошла 19 июня 2021 года. Самолет Let L-410 Turbolet ДОСААФ России потерпел крушение в района аэродрома Танай (Кемерово). Воздушное судно выполняло тренировочный полет со спортсменами-парашютистами.
Всего за время эксплуатации были потеряны не менее 119 машин этого типа, в более чем 100 катастрофах погибли свыше 480 человек.
Сроки ремонты квартир в домах серии 1-410
Вид ремонта | 1 комнатная квартира | 2 комнатная квартира | 3 комнатная квартира |
Косметика | 30 — 35 дней | 40 — 50 дней | 50 дней |
Капитальный | 60 — 70 дней | 90 — 100 дней | 100 — 120 дней |
Элитный | от 70 дней | от 100 дней | от 120 дней |
Дизайнерский | 90 — 100 дней | от 120 дней | от 140 дней |
* Сроки на элитный ремонт квартиры зависят от выбранных материалов, некоторые из которых нужно привозить на заказ.
* Сроки на дизайнерский ремонт – тут еще добавляется время на изготовление самого дизайна и чертежей к нему (в среднем около 15–30 дней).
Конструкции зданий серии 1-513
Несущими являются наружные стены, а также поперечные межквартирные, центральная межквартирная продольная и стены лестничных клеток.
Материалы традиционны для кирпичных пятиэтажек того периода
- Наружные стены выполнены из силикатного кирпича или в сочетании силикатного и глиняного кирпича, имеют толщину 51-64 см.
- Внутренние несущие стены кирпичная кладка толщиной 51 см.
- Перекрытия железобетонные, из многопустотных плит толщиной 22 см.
- Межкомнатные перегородки выполнялись из различных материалов – гипсобетона и различных облегченных блоков толщиной 8-10 см.
Кухни изначально оборудовались двухконфорочными газовыми плитами.
Описание дома
Среди жилых зданий хрущевского периода серия 1–464 считается самой удачной. Отличить дом серии 1–464 от других строений хрущевского периода можно по окнам, установленных на межэтажных площадках. По внешнему виду они полностью совпадают с 2-створчатыми окнами жилых квартир.
Строение серии 1–464 представляет собой жилое здание, состоящее из торцевых и рядовых секций. Как правило, количество секций подъездов 4. Это наиболее применяемый вариант планировки. Этажность крупнопанельных жилых домов принята в 5 этажей. Поначалу строили 3-х и 4-х этажные варианты, но в услугу прямой выгоды остановились на 5-ти уровневой версии.
При возведении зданий серии 1–464 была использована конструктивная схема с продольными и поперечными несущими стенами. Наружные стены представляют собой одно или трехслойные ж/б панели с толщиной от 210 до 350 мм в зависимости от климатических условий региона строительства. Ширина железобетонных панелей с малым шагом 2600 и 3200 мм. Они могут быть окрашены или покрыты слоем из гравийной обсыпки. Балконы установлены на плитах большей ширины.
В качестве межэтажного перекрытия применяют сплошные ж/б плиты, толщиной 100 мм. Перегородки изготавливают из армированного бетона сплошного сечения шириной не менее 120 мм. Планировка дома предусматривает совмещенные санузлы.
На плоской крыше устроена мягкая кровля из рубероида на основе битумной мастики. Водоотвод осуществляется за счет наружной системы водостоков. Технический этаж в доме серии 1–464 не предусмотрен. Высота потолка 2500 мм.
Жизнедеятельность здания обеспечивается за счет централизованных систем водопровода, канализации и отопления. Электро и газоснабжение осуществляется от общегородских электрических и газовых сетей.
Вентиляция внутридомового пространства происходит естественным путем за счет окон и вентканала, согласно планировке, расположенного в стене между кухней и туалетом.
Вам будет интересно: Характеристики домов серии П-46: преимущества и недостатки
Совмещенный санузел оснащается сантехническим оборудованием, а кухня плитой для приготовления пищи. Лифт и мусоропровод проектом 1–464 не предусмотрены.
Многоцелевой самолет Let L-410. Первые полвека в эксплуатации
Первый опытный самолет L-410, 1969 г. Фото Airwar.ru
В конце 2021 г. исполняется 50 лет с начала регулярной эксплуатации легкого многоцелевого самолета Let L-410 на авиалиниях. За прошедшие десятилетия техника этого типа получила широкое распространение и нашла свое место в перевозках в десятках стран мира. Более того, после восстановления производства самолет ждет большое будущее.
В рамках международного сотрудничества
В середине шестидесятых в СССР и других странах соцлагеря оформилась необходимость создания нового пассажирского самолета. Для использования на местных воздушных линиях требовался недорогой в производстве и эксплуатации самолет, способный перевозить до 20 пассажиров или эквивалентный груз на расстояние 500-600 км. С учетом таких потребностей советский Государственный НИИ гражданской авиации провел необходимые исследования и сформировал техническое задание на перспективный проект.
Разработка нового самолета по требованиям ГосНИИ ГА осуществлялась несколькими советскими конструкторскими бюро и чехословацким предприятием Let (г. Куновице). Последнее в 1966-67 гг. создало новый проект L-410 или Turbolet. По результатам сравнения представленных проектов, а также с учетом сотрудничества в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) чехословацкий проект был принят к дальнейшей реализации.
Самолет с аэрофотоаппаратами L-410FG. Фото Airwar.ru
За несколько лет завершил проектирование и построил опытный самолет. Первый полет новой машины состоялся 16 апреля 1969 г. Вскоре после этого было принято решение о подготовке серийного производства. Предполагалось, что завод в Куновице будет выпускать до 45-50 самолетов в год, что позволит со временем удовлетворить все потребности стран СЭВ.
Первые серии
В 1969 г. завод Let начал строительство пяти самолетов нулевой серии, а позже стартовала 1-я. Уже на этой стадии начали появляться различные нововведения, в результате чего часть самолетов 0 серии и последующие машины 1-й были отнесены к модификации L-410A. В 1971 г. технику этого типа начали передавать заказчикам. Первой ее получила чехословацкая авиакомпания Slov-Air. К концу года новые L-410A вышли на регулярные рейсы.
За несколько лет построили всего 31 «Турболет» модификации «А». В основном это были пассажирские машины с салоном на 17 мест. В ограниченном количестве также строились варианты L-410AS с улучшенным салоном, L-410AB и L-410AG с доработанной винтомоторной группой и L-410AF с набором аэрофотоаппаратов.
Один из L-410 российской армии, 2021 г. Фото Минобороны РФ
В 1973 г. на «Лете» построили и вывели на испытания модернизированный самолет с новыми двигателями M-601A чешской разработки. Такой вариант получил обозначение L-410M и вскоре пошел в серию. Производство этой модификации продолжалось до конца семидесятых годов, когда на конвейер встал следующий вариант. За это время построили несколько сотен самолетов – модификация «М» в итоге стала второй по общей численности выпущенной техники.
В нашей стране первые «Турболеты» появились в 1973 г. Пять машин L-410A предыдущего года выпуска прошли испытания и поступили в эксплуатацию. Вскоре после этого СССР разместил крупные заказы на следующую серийную модификацию L-410M. Планировалось закупить несколько сотен самолетов для министерства обороны и министерства гражданской авиации. Только для гражданских перевозок приобрели 100 машин.
«Укороченный взлет и посадка»
В 1978-79 гг. чехословацкие авиастроители запустили в серию новую модификацию – L-410UVP («укороченный взлет и посадка»). Увеличенное крыло с новой механизацией, усовершенствованное оперение и модернизированные двигатели M-601B обеспечили улучшение взлетно-посадочных характеристик. Также самолет получил набор авионики совместной советско-чехословацкой разработки.
L-410UVP-E20 на Северном полюсе, 2015 г. Фото Минобороны РФ
С начала восьмидесятых производились доработанные варианты L-410UVP. Заказчикам передавали технику с улучшенным салоном, самолеты аэрофотосъемки, а также специализированную транспортную модификацию. В 1984 г. появился самолет L-410UVP-E с новой силовой установкой на основе двигателей M-601E.
В конце восьмидесятых компания Let разработала модификацию L-410UVP-E20 с улучшенной летными характеристиками и повышенной грузоподъемностью. В дальнейшем самолет модернизировали с использованием импортного двигателя General Electric H80-200, что позволяло выйти на «большой» международный рынок.
Самолет L-410UVP появился в нужное время и в благоприятной обстановке. «Лет» получала крупные заказы от стран СЭВ, а потом смогла найти заказчиков и из других стран. Производство удалось вывести на уровень 45-50 самолетов в год. В итоге версия «УВП» стала самой массовой в истории семейства L-410.
Самолет L-410UVP-E20. Фото Let / Aircraft Industries
Советская авиация получила свои первые L-410UVP в 1979-80 гг. После прохождения необходимых проверок и процедур машину допустили до эксплуатации в армии и в гражданской авиации. Впоследствии именно СССР стал основным заказчиком этих самолетов.
Тяжелые времена
На рубеже восьмидесятых и девяностых годов завод Let оказался в сложном положении. Соцстраны заказывали все меньше самолетов, а некоторые вообще отказались от новых покупок. В то же время, чешская компания смогла найти покупателей в дальнем зарубежье. Новые L-410UVP поздних вариантов отправлялись в Азию, Африку и Южную Америку. За счет низкой стоимости и высоких характеристик «Турболеты» на некоторых рынках смогли эффективно конкурировать с зарубежными образцами.
Впрочем, потребности и возможности новых покупателей были ограниченными, и общий объем портфеля заказов значительно сократился. В самые неудачные годы завод строил не более 5-10 самолетов. Выжить в таких условиях помогало обслуживание уже построенной техники и поставка запчастей. Однако и это не спасло предприятие от банкротства и нескольких смен собственников. По результатам этих процессов был преобразован в компанию Aircraft Industries, a.s.
Кабина L-410UVP-E20. Фото Let / Aircraft Industries
В 2008 г. российская «Уральская горно-металлургическая компания» выкупила 51% акций «Эйркрафт Индастриз». Новый собственник начал восстанавливать производство и планировал выйти на темпы до 15-20 самолетов в год. Эти намерения удалось частично выполнить. Так, с 2009 по 2013 гг. завод построил ок. 60 самолетов. Затем УГМК выкупила оставшиеся акции, увеличив долю до 100%.
Новая эпоха
С 2010 г. компания Aircraft Industries разрабатывала проект глубокой модернизации L-410NG. Серьезной переработке подвергся планер и были заменены все ключевые узлы и приборы, что привело к росту всех основных летно-технических и эксплуатационных характеристик. В июле 2015 г. опытный L-410NG впервые поднялся в воздух.
Весной 2021 г. был дан старт серийному производству. Первый серийный «NG» годом позже был передан российскому заказчику. Также сообщалось о наличии заказов от Польши и Казахстана. На момент запуска серии имелись заказы на 16 машин. В дальнейшем появились новые контракты, и производство в Куновице продолжается.
Последняя модификация — L-410NG. Фото Let / Aircraft Industries
В середине 2021 г. было объявлено, что L-410 будет производиться и в России. Площадкой для строительства выбрали «Уральский завод гражданской авиации». Первые машины российской сборки были заложены в начале 2021 г. До конца года успели построить и вывести на испытания пять самолетов. В плане на следующий год стояло еще 18 машин.
Производство продолжается до сих пор и показывает хорошие результаты. Постепенно выросла степень локализации и имеется солидный портфель заказов. Так, летом этого года сообщалось, что завод строит уже 50-й самолет. Заказчиками новых L-410 в основном являются российские частные авиакомпании.
Общие результаты
Производство самолетов L-410 нулевой серии и первой модификации началось чуть более полувека назад – в 1969 г. В течение нескольких следующих лет производство набирало обороты, и затем до начала девяностых велось ритмично и с хорошими темпами. Следующие два с лишним десятилетия ситуация оставляла желать лучшего, но компании Let / Aircraft Industries удалось сохранить компетенции – чтобы затем восстановить производство и помочь с запуском работ на УЗГА.
Современная кабина на L-410NG. Фото Let / Aircraft Industries
Благодаря процессам последних лет производство L-410 последних модификаций продолжается до сих пор. Вероятно, в обозримом будущем оно не прекратится. Его сохранению способствует наличие ограниченного, но стабильного спроса на технику и запчасти, а также возможность проведения новых модернизаций с повышением характеристик и приведением параметров в соответствие с требованиями рынка.
С конца шестидесятых и до начала десятых силами было построено более 1100 самолетов всех модификаций. К настоящему времени силами двух заводов в Чехии и России построена еще сотня машин. Весьма вероятно, что в ближайшие годы общее число L-410 вновь увеличится на десятки.
Главным заказчиком чехословацких самолетов в свое время был СССР – наша страна получила более 860 машин разных модификаций. К моменту распада Советского Союза в эксплуатации оставалось ок. 750 самолетов. Большая их часть досталась российским военным и гражданским структурам, тогда как остальные остались у вновь образованных стран.
Самолет российской сборки. Фото УЗГА
Ввиду ряда объективных факторов активный парк L-410 у нас и за рубежом не только рос, но и сокращался. В частности, с начала семидесятых в различных авариях и происшествиях было потеряно более 130 машин. Значительные количества самолетов списали в девяностых и двухтысячных. Тем не менее, активная эксплуатация L-410 продолжается. В 14 армиях мира остается более полусотни «Турболетов», а гражданские перевозки обеспечивают десятки самолетов в 18 странах.
Прошлое и будущее
Удачная конструкция и помощь «сверху» на международной основе помогли многоцелевому самолету L-410 Turbolet стать массовым и получить широкое распространение. Кроме того, был создан задел для дальнейших модернизаций и массовой эксплуатации в течение длительного времени.
Производство самолетов L-410 продолжается – несмотря на все трудности прошлого и нынешнюю жесткую конкуренцию на рынке. Самолеты новой постройки регулярно передаются заказчикам и затем выходят на работу. А это означает, что эксплуатация «Турболетов» не завершается после первых 50 лет, и в будущем эту технику ждут новые юбилеи.